Смекни!
smekni.com

Украинская культура первой половины ХІХ столетия (стр. 2 из 3)

Всю систему народного образо­вания в Украине царское правительство держало под неослабимым контролем, издавало распоряжения, которые не да­вали возможности выходцам из широких народных масс поступать в средние и высшие учебные заведения. Не препят­ствовало царское правительство только тем, кто желал получить профессиональ­ное образование. Поэтому, уже в 1804 г. в Чернигове было открыто первое в Ук­раине ремесленное училище. Позднее в Полтаве и Херсоне открыли училища по подготовке служащих государственных учреждений. В Одессе открыли садо­водческое, в Харькове - земледельчес­кое, в Кременце - землемерное училища. Профессиональных моряков и судостро­ителей готовило Херсонское училище торгового мореплавания. В ряде городов действовали фельдшерские училища.

Эти учебные заведения обеспечивали профессиональными кадрами все необходимые потребности народного хозяйства и культуры. Содействовали этому общеобразовательные заве­дения: библиотеки, музеи, типографии, возникавшие и действовавшие в Украи­не. Но самый большой авторитет среди них приобрел "Оссолинеум" - научно-ис­следовательский институт, основанный в 1817 году во Львове польским ученым-просветителем Ю.Оссолинским. Основу института составляли библиотека и музей из редких коллекций памятников истории, культуры и искусства.

Искусство.

В народных песнях, былинах и ле­гендах украинцы продолжали воспевать свое героическое прошлое, связанное с защитой Родины от иностранных зах­ватчиков и борьбой за национальное и социальное освобождение трудящихся. С песнями и думами предыдущих поко­лений знакомили современников кобза­ри, бандуристы, лирники. Среди них в первой половине XIX ст. были очень по­пулярными Андрей Шут, Иван Крюков­ский, Федор Гриценко (Холодный). Са­мый выдающийся кобзарь того времени Остап Вересай (1803-1890), родом из села Сокиринцы на Черниговщине, про­исходил из крепостных. Оставшись с четырех лет слепым, он свыше 70 лет путешествовал из села в село, пел под аккомпанемент кобзы народные песни, думы для простых людей. Вересай про­буждал в них благороднейшие чувства, призывал к борьбе против национально­го и социального угнетения.

На богатом украинском народно-песенном фольклоре развивалось музы­кальное искусство Украины. Именно на этой основе в первые десятилетия XIX столетия были написаны неизвестными авторами "Українська симфонія", песни "Виють вітри" и "Сонце низенько", вари­ации киевского педагога и композитора И.Витвицкого на тему народной песни "3ібралися всі бурлаки". Историк-наро­довед Николай Маркович тоже составил и издал два нотных сборника украин­ских народных мелодий.

Значительное распространение на западноукраинских землях приобрело хоровое искусство. Хоровые самодеятельные и профессиональные коллекти­вы действовали во всех больших куль­турных центрах Восточной Галиции, Се­верной Буковины и Закарпатья. Наибо­лее популярным был перемышльский хор, под руководством чешского музы­канта Алоиза Нанке. Участник польского освободительного движения в Галиции Жегота Паули на основе собственных записей из народных уст издал сборник украинско-галицких песен.

В начале XIX ст. наряду с домаш­ними театрами помещиков в больших го­родах начали строиться театральные по­мещения, возникать театральные труп­пы; В Полтаве в 1819 г. построено специ­альное театральное помещение, на сцене которого были поставлены спектакли по пьесам И.Котляревского "Наталка Полтавка" и "Москаль-чарЕвник1'. Полтав­ский театр гастролировал в Харькове, Киеве, Кременчуге, других городах.

Однако театральное искусство в то время развивалось главным образом за счет любительских трупп, созданных из крепостных в помещичьих усадьбах. Среди них прославились домашние те­атры в селах Качановка и Спиридонова Буда на Черниговщине и Романовна на Волыни. Они ставили балетные спек­такли, выезжали на гастроли в большие города Украины. Но, несмотря на то, что актеры-крепостные овладели театраль­ным искусством, они испытывали гру­бые издевательства помещиков, телес­ные наказания розгами.

Кроме домашних театров, широкую популярность приобрел любительский театр из села Кибинцы на Полтавщине, руководителем и режиссером которого был отец выдающегося писателя Нико­лая Гоголя - Василий Гоголь-Яновский.

Великий русский актер, друг Т.Шевченко, Михаил Щепкин тоже на­чинал театральную карьеру крепостным. И.Котляревский стал инициатором вы­купа из неволи этого непревзойденного исполнители ролей Выборного в "Наталці Полтавці" и Чупруна в "Москалі чарівнику". В этих ролях Щепкин выступал на сценах театров Москвы и Петер­бурга, знакомя с пьесами Котлярсвского русских зрителей.

Известный украинский актер Карп Соленик начинал свою деятельность на сцене профессионального харьковского театра, директором и режиссером кото­рого был Г.Квитка-Основьяненко. Как полтавский, так и харьковский театры знакомили зрителя не только с пьесами украинской классической драматургии, но и со спектаклями по произведениям Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Фонвизи­на, Крылова, с шедеврами мировой дра­матургии Шекспира, Шиллера, Гюго, Мольера.

Накануне революции 1848 года первые любительские труппы возникли и на западноукраинских землях. В их ре­пертуаре были пьесы И.Котляревского и Г.Квитки-Основьяненко, а также мест­ных авторов — Н.Устияновича, С.Петрушевича, А.Духновича. Даже при невы­соком художественном уровне драматур­гических произведений и исполнителей многих ролей они доносили до зрителей правду о социальном неравенстве в об­ществе, осуждали произвол и насилие властей, высмеивали тех, кто забыл язык и обычаи своего народа. Австрий­ская администрация нередко запрещала спектакли украинских театральных кол­лективов.

В больших городах Надднепрянской Украины для постоянного показа те­атральных спектаклей строились здания театров. Построенные в стиле классиче­ской античной архитектуры, они стали украшением Киева (арх. А.Меленский) и Одессы (арх. Тома де Томон). Замеча­тельные архитектурные сооружения воз­водились в связи с открытием учебных заведений (здания университета, инсти­тута благородных девиц в Киеве - арх. В.Беретти), культовых помещений (ко­локольня Киеве-Печерской лавры - арх. Е.Васильев и К.Тон; собор в Екатеринославе - арх. А.Захаров).

Лучших архитекторов привлека­ли также к строительству помещичьих дворцов - Разумовского в Батурине (арх. Ч.Камерон), Галагана в Сокиринцах (арх. П.Дубровский). Тяжелым трудом кре­постных создавались мировые шедевры ландшафтного архитектурного искусст­ва, в частности парки "Александрия" в Белой Церкви и "Софиевка" в Умани.

Скульптурное искусство первой половины XIX ст. уже не ограничива­лось украшением архитектурных строе­ний и сооружением надгробных памят­ников. Выполняя колонизаторские функ­ции, оно так или иначе помогало возве­личивать империи, под власть которых попала Украина. Так, в самом центре Полтавы к столетию победы Петра I по проекту Феодосия Щедрина была возд­вигнута десятиметровая чугунная колон­на, увенчанная бронзовым орлом, кото­рый символизировал силу и непобеди­мость Российской империи. В Киеве по проекту В.Демут-Малиновского воздвиг­ли памятник князю Владимиру - инициа­тору Крещения Киевской Руси - собы­тия, которое Русская православная цер­ковь истолковывала как начало своей истории. Колонизаторской политике рос­сийского царизма служили и высокота­лантливые произведения выдающегося украинского скульптора, уроженца Черниговщины, академика Петербургской академии искусств Ивана Мартоса: над­гробие гетьману Кириллу Разумовскому в Батурине, генерал-губернатору Малороссии Петру Румянцеву (Киев), памят­ник градоначальнику Одессы А.Э.Ришелье. Мартос является и автором извест­ного памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

В области живописи ведущим мастером в Украине был Тарас Шевчен­ко. Воспитанник известного русского ху­дожника Карла Брюллова он пошел са­мостоятельным путем в живописном ис­кусстве и достиг значительных вершин прежде всего в гравировании, за что был удостоен Петербургской Академией ис­кусств звания академика. Шевченко при­надлежит свыше 130 портретов. Его про­изведения проникнуты демократизмом, высоким гуманизмом, национально-освободительными мотивами. Социальные мотивы выразительно звучат в сериях "Притча про блудного сина", "Живопис­на Україна", а также в рисунках из жиз­ни казахского народа, среди 'которого жил поэт и художник в ссылке.

Друзья и коллеги Шевченко по ис­кусству - В.Штернберг, Я.Бальмен, М.Башилов с любовью иллюстрировали нес­колько изданий шевченковского "Кобза­ря", а художники Аполлон Мокрицкий и Иван Сошенко известны ныне как авто­ры реалистических портретов людей из народа, деятелей украинской и русской культуры. Известный художник Василий Тропинин почти 30 лет был крепостным помещика на Винничине. На его кар­тинах - прекрасные пейзажи Подолии, на портретах - украинские крестьяне и крестьянки.

Таким образом, повседневная жизнь народных масс, их борьба против национального угнетения находили свое отражение в лучших произведениях ли­тературы и искусства.

Да и само устное творчество сове­ршенствовалось в период первой поло­вины XIX ст. Лирическая поэзия Т.Шев­ченко воспринималась как лучшие про­изведения украинского фольклора. В фольклоре вскоре появились и новые те­мы, почерпнутые из современной жизни:

При сохранении традиционных форм (пе­сня, былина, рассказ, пословица и т.д.) фольклорные произведения наполнялись новым содержанием. Крепостничество, батрачество, рекрутство, чумацтво - все эти и другие исторические явления та­лантливо изображены и в украинском фольклоре. Свою нестерпимую жизнь в условиях крепостнической действитель­ности первой половины XIX ст. народ собственными устами обобщил в песне: