Смекни!
smekni.com

Украинская культура первой половины ХІХ столетия (стр. 3 из 3)

Ой, як тяжко жити стало,

Бо ті прокляті пани

Із нас шкуру поздирали

Та пошили жупани.

Культура традиционного быта.

Как и фольклорные произведения, так и произведения массового декора­тивно-прикладного искусства, связанно­го с украшением жилища и одежды, изготовлением эстетически украшенных предметов быта, создавали люди разно­го возраста и разного социального поло­жения. Но основную часть, как и раньше, так и в первой половине XIX ст. состав­ляло крестьянство. Именно его эстети­ческие вкусы, обряды и обычаи, миро­воззренческие представления, морально-этические нормы определяли тот при­влекательный внешний образ украинс­кого народа, который так поражал и во­схищал многих иностранцев, побывав­ших в Украине..

Русские все чаще и чаще убеж­дались, что в Украине проживает отлич­ный от них народ, со своим языком, уст­ройством, обычаями. "Словно бы въезжа­ем в другое государство", - записывали свои впечатления русские путешествен­ники. Их восхищали прежде всего укра­инские села с аккуратными, опрятными хатками, непременно окруженными сада­ми. Даже шовинистически настроенный к украинскому народу русский историк Михаил Погодин после посещения Укра­ины писал в 1842 г.: "Я люблю малорос­сийские села. Как это привлекательно -белые хаты в тени зеленых пышных де­ревьев, рассыпанных по склонам горы. Видно с первого взгляда, что житель приятельствует с природой, что он лю­бит свой дом... и не бросает его без пот­ребности". Такие впечатления остались навсегда и в памяти выдающегося рус­ского ученого-языковеда, уроженца Слободской Украины Владимира Даля: "....Хаты не лепятся вместе одна к другой и сруб в сруб, а каждая отодвинута и отделена двором, огородом, покрыта соломой, но не похожа на безобразный стог, а крыта гладко, ровно со стрехою в обруб".

Как правило, народные строители "вписывали" дом в природное окруже­ние, поэтому со всем подворьем он пред­ставлял собой единое целое. Украинская хата считалась полноценным жильем то­гда только, когда ее украшали как внеш­не, так и внутри. Каждая губерния, уезд, село имели свои традиции настенных росписей. Узорами, больше в виде цве­тов, расписывались стены, особенно -печь, к которой относились с набожно­стью - иногда даже как к живому су­ществу, ведь она обеспечивала семье благосостояние, теплоту, уют, отдых. Сооружая печь, хозяева не жалели для нее места в хате. В стихотворении "По селах" Иван Франко писал:

"В хаті піч трохи невпівкімнати,

3 запічком і припічком із глини,

Вічно тепла - то жолудок хати,

Величезний, як живіт дитини".

На западноукраинских землях печь облицовывали кафелем с изображением цветов, зверей, всадников, солдат. Худо­жественной резьбой по дереву украша­ли двери, оконные рамы, сундуки, в ко­торых хранили одежду, белье. Казаков на конях рисовали на дверях, ставнях хат по всей Украине (вспомните такую хату, описанную в повести Николая Го­голя "Ночь перед рождеством"). Украшал хату настенный открытый мыснык (шка­фчик) с керамической посудой.

Творчество мастеров народного го­нчарного искусства, изготовлявших рас­писанную узорами и рисунками глазуро­ванную посуду, повлияло и на фарфорофаянсовое фабричное производство, ко­торое начало развиваться в первой поло­вине XIX ст. на Волыни, Черниговщине и Киевщине. Однако посуда из фаянса и фарфора была дорогой. Ее могли ку­пить только зажиточные слои населе­ния, а простые люди из крестьян и ме­щан, как и раньше, в своем быте использовали гончарные изделия народных промыслов.

В начале XIX ст. выросло произво­дство художественного стекла. На Волы­ни, Подолии, Киевщине и Черниговщине возникли стеклодувные мастерские (гу­ты), специализировавшиеся в основном на производстве бутылок и изготовле­нии скульптурок, ваз. Продукция Киев­ского завода хрустального стекла заслужила признание во всей Украине. Про­дукция же мелких крестьянских тут не выходила за границы местных рынков.

Все больше механизировались ков­роделие и ткачество. Но и в этих отрас­лях продукция крупных мастерских и мануфактур Галиции, Подолии, Левобе­режья и Слобожанщины количественно вытесняла изготовленную ручным спосо­бом. В середине XIX ст. только харьков­ские предприятия изготовляли ежегодно около 25 тысяч ковров и попон. Давнюю всеукраинскую славу центра народного художественного ткачества имело мес­течко Кролевец на Левобережье. Выши­тые кролевецкие полотенца пользовались спросом даже за пределами Украины.

Как повседневная, так и празднич­ная крестьянская одежда не претерпева­ла существенных изменений на протяже­нии жизни многих поколений. И наобо­рот, дворянство не только чуждалось род­ного языка, но и прилагало все усилия, чтобы отличаться от крестьян еще и оде­ждой, заимствуя из разных городов моду приезжих колонизаторов. Хотя и в кре­стьянской среде были свои отличия: бо­лее бедные носили одежду из домотканого льняного и пенькового полотна, а более зажиточные использовали фабрич­ную ткань - китайку, нанку, щелк и др.

Социальная дифференциация от­ражалась и на культуре бытовых отно­шений.

Дворяне, купцы, чиновники, духо­венство, ремесленники, крестьяне, ра­бочие имели свои традиции и обычаи, свои нормы поведения в обществе и в семье. Но и в этой чисто духовной сфе­ре бытовой культуры носителем и храни­телем традиций продолжало выступать главным образом крестьянство. Общес­твенная цена человека измерялась преж­де всего его отношением к труду. Основу народной педагогики составляло тру­довое воспитание. Родители постоянно привлекали своих детей к посильному труду дома и в поле, вместе с тем под­держивали стремление к учебе, переда­вали детям свои знания народной меди­цины, метеорологии, ботаники, зооло­гии. Добропорядочными людьми воспи­тывали детей также моральные запове­ди христианства, осуждающие пьянст­во, насилие, лень, воровство, жадность, лживость, лицемерие и т.д.

Воспитание взрослых граждан,ихобязанностей перед обществом осущес­твляли сельские общины, руководство­вавшиеся в своей деятельности норма­ми обычного народного права. Для реше­ния важных дел жизни села они созыва­ли жителей на сход. На западноукраинских землях на такие сходы в период революции 1848-1849 годов собирались крестьяне даже из нескольких сел. Они уже тогда приобретали характер массо­вых политических митингов.

И хотя черты Индивидуализма в ментальности украинца первой поло­вины XIX ст. были преимущественными и даже углубились в связи с интенси­фикацией процесса развития товарно-денежных отношений, однако традиции трудовой взаимопомощи среди крестьян не исчезли.

Распространенным по всей Украи­не был обычай толоки, т.е. доброволь­ной, бесплатной коллективной работы по просьбе того или другого хозяина. Важную роль этой формы трудовой вза­имопомощи подчеркивает народная пос­ловица: "Без толоки как без рук: ни хаты не сделаешь, ни сена не скосишь". Дав­ней формой народной производственной кооперации* была супряга, когда два-три хозяина объединяли рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь и па­хали свои земельные участки по очере­ди. По добровольным нормам всесторон­ней поддержки в далекой дороге чумаки объединялись в обоз, в состав которого входили десятки телег отдельных хозя­ев.

В западноукраинских селах стро­или общественные амбары (шпилмеры), в которых "на черный день" хранился не­прикосновенный запас зерна.

В трудовой праздничной обряднос­ти первой половины XIX ст. самым кра­сочным и радостным для крестьян-хозяев был праздник обжинок. Календарные ре­лигиозные праздники также сопровож­дались традициями народной обряднос­ти с использованием песен (щедривок, колядок), музыки, танцев, театрального действа. Главное в этих фольклорных и художественных произведениях - про­славление хозяина и его семьи, пожела­ния им здоровья и достатка.

Праздничный досуг зажиточных слоев городского населения Украины все больше терял связь с национальными культурно-бытовыми традициями украин­ского народа. В городе все чаще входили в моду званые обеды и вечера с баль­ными танцами зарубежного происхожде­ния. Они содействовали процессу дена­ционализации значительной части укра­инского дворянства, в чем были заинте­ресованы правящие круги Российской и Австрийской империй. Но процесс укра­инского национального возрождения, ос­новой которого было развитие украин­ской национальной культуры, опирался на прочные традиции народных масс. И это придавало силу, энергию и вдохно­вение деятелям украинского националь­ного движения.


Список литературы.

1. Сарбей В.Г. История Украины (XIX – нач. ХХ ст.). Киев, 1995. – 224 с.

2. Грушевський М. Історія України-Руси: У 10 т. Нью-Йорк, 1954.