Мінистерство аграрної політики України
Технікум СДАУ
Реферат
З истории Украины на тему:
“Украинская культура первой половины ХІХ столетия.”
Виконала:Студентка 27 групи
факультету правознавство
Звякова І.О.
Викладач:
Суми, 2003Содержание
1. Притеснения украинской культуры
2. Наука и образование.
3. Искусство.
4. Культура традиционного быта.
5. Список литературы.
Притеснения украинской культуры
Национальное возрождение в первой половине XIX столетия как главное явление исторического процесса в Украине шло преимущественно в сфере развития культуры, прежде всего ее обществоведческих областей: художественной литературы, языкознания, исторической науки, этнографии, фольклористики и т.д. Однако в условиях порабощения Украины чужеземными империями украинское национально-культурное движение рано или поздно должно было политизироваться. Политическое содержание приобрели первые два издания шевченковского "Кобзаря" (1840 и 1844) и "Русалка Дністровая" (1837), появившиеся на языке народа, само существование которого не признавалось официально ни российской, ни австрийской монархиями. Поэтому так нещадно и расправлялись власти обеих империй с деятелями украинской культуры (поэтами, писателями, педагогами, студентами), которые организовывали и были активными членами таких организаций, как "Руська трійця" и Кирилло-мефодиевское общество.
Конфискацией тиража "Русалки Дністрової" и политическим надзором за его авторами выражалось, прежде всего, негативное отношение правящих австрийско-польских кругов Галиции к украинской культуре. А расправу над кирилло-мефодиевцами российский царизм подкрепил уничтожающим притеснением украинской культуры. Более того, запрещалось печатанье и распространение книг, которые "могли вызвать у малороссиян мысли о возможности отдельного существования". Такими российский царизм признал уже изданные произведения Т.Щевченко, П.Кулиша, Н.Костомарова. Наибольшая вредность "украинских произведений" виделась в том, что "они, используемые при воспитании юношества, могли сеять в подрастающем поколении испорченность и готовить будущие беспорядки". Поэтому из Петербурга в Украину поступил строгий приказ:
внимательно следить за украинской литературой, не допускать в ней "преимущества любви к родине" (к Украине) "над любовью к отчизне" (к Российской империи). По требованиям цензоров при подготовке к печати подвергались частичным изъятиям и искажению тексты даже исторических рукописных источников, если они проявляли "пристрастность к малороссийской народности". В 1854 году министр народного образования вынес строгий выговор цензору, позволившему напечатать в газете "Черниговские губернские ведомости" сборник украинских исторических пословиц и поговорок, потому что это, мол, могло послужить разжиганию вражды между украинцами и русскими.
Николай I предложил генерал-губернаторам в Украине тайно следить за всеми, кто проявляет повышенный интерес к украинской старине, истории и литературе, а необходимые репрессивные меры осуществлять "очень незаметно и осторожно", без явных преследований и "насколько возможно, не дразня уроженцев Малороссии". Гонения на украинскую культуру российский царизм пытался подкрепить авторитетом науки. Антиукраинскую кампанию возглавил профессор. Московского университета Михаил Каченовский. Объектом критики он избрал язык - основу и форму национальной культуры. В своих печатных работах и в лекциях перед студентами профессор навязывал мнение, что украинский язык - это тот же русский, но испорченный польским языком. Одновременно в Галиции польские ученые распространяли мнение, будто бы украинский язык - "холопский" диалект польского. Против этих враждебных выдумок русских и польских шовинистов выступили выдающийся русский славяновед И.Срезневский и ряд украинских ученых как на восточно-, так и западноукраинских землях. Об этом, а также о развитии украинской литературы уже рассказывалось в предыдущих параграфах. Из них вы узнали и о том, что Европейская революция 1848-1849 годов раскрепостила украинский язык в Галиции, стимулировала развитие украинской культуры и науки, положила начало украиноязычной прессе. Культурная жизнь всей Российской империи в период Европейской революции ознаменована созданием Особого комитета по надзору за "духом и направлением книгопечатания".
Эта мера, целиком отвечала общему тормозящему курсу колонизаторской политики Российской империи по отношению к развитию украинской культуры в целом и в частности - по отношению к украинской литературе и обществоведческим наукам.
Наука и образование.
Более снисходительно российский царизм относился к природоведческим наукам, потому что понимал, что от их состояния зависит развитие производительных сил народного хозяйства, научно-технический прогресс страны. Центрами научно-исследовательской деятельности были высшие учебные заведения, государственные общества.
В частности, для помощи сельскому хозяйству в предугадывании погодных изменений, засух, похолоданий, бурь и т.д. на Харьковщине и в Николаеве основали метеорологические станции. Многолетние систематические наблюдения дали возможность разработать прогнозную карту погоды в Слободской и Южной Украине. Составленная профессором Харьковского университета Н.Борисяком гидрогеологическая карта Харьковщины послужила делу налаживания водоснабжения городов.
Важным событием явилось открытие в 1828 году в селе Митчентси на Черниговщине первой в Украине, да и во всей Российской империи, школы пчеловодства. Ее основатель Петр Прокопович в 1814 году первым в мире сконструировал рамочный улей, который дал возможность собирать мед без предварительного уничтожения пчел, как это делалось раньше (вспомните, как собирали мед наши предки еще до Киевской Руси).
В первой половине XIX ст. в связи с открытием университетов в Харькове (1805) и Киеве (1834), лицеев в Кременчуге (1805), Одессе (1817) и Нежине (1820), 19 гимназий в самых больших городах Украины, находящихся под властью Российской империи, значительно расширились возможности получения среднего и высшего образования детям привилегированных сословий, прежде всего - дворянства. Но и в этих заведениях наряду с консервативной, преданной царизму интеллигенцией формировалась и интеллигенция, которая проникалась социальными интересами масс. Люди с высшим образованием работали в гимназиях, судебных учреждениях, губернских и уездных управлениях, медицинских заведениях. В 1814 г. общеобразовательная киевская академия была реорганизована в высшее учебное заведение по подготовке кадров духовенства.
Значительный вклад в развитие высшего образования Украины и России сделали ученые украинцы из Закарпатья. В Харьковском университете ректором работал А.Дудрович, а деканом* юридического факультета - К.Павлович. В должности директора Нежинского, а затем Одесского лицеев работал И.Орлай. Первым ректором Петербургского университета был М.Балудянский. Тамжепреподавали П.Лодий (философию) и В.Кукольник (правоведение). Выходец из Закарпатья Ю.Гуца-Венелин прославил русскую науку глубокими исследованиями по славяноведению.
На западноукраинских землях, находящихся под властью Австрийской империи, высшее образование давал самый давний в Украине - Львовский университет (открыт в 1661 г.) С 1817 года во Львове работали Реальная (торговая), а с 1844 года - Техническая академии. Но среди студентов всех этих учебных заведений украинцев было меньше всех. Большинство учебных предметов преподавалось на польском, немецком и латинском языках. Тоже самое было и в гимназиях, где украинцы составляли меньшинство. На Закарпатье вообще не было ни одного высшего учебного заведения, а Черновицкий лицей специализировался лишь на подготовке кадров для духовенства. Целиком подчиненной церковным властям была и вся система начального образования, к которой относились на западноукраинских землях трехклассные школы.
После революции 1848-1849 годов они стали четырехклассными, потому что ученики изучали основы сельскохозяйственных практических знаний в области земледелия, садоводства, огородничества, пчеловодства и шелководства. Сразу после революции во многих городах и селах начали работать воскресные школы-читальни для взрослых. Обучение в них, как и в начальных школах, велось на украинском языке. Содержание воскресных и начальных школ переложило правительство полностью на плечи - населения. Профессор университета и ректор духовной семинарии Иван Лавривский не только составлял школьные учебники, но и учредил денежный фонд помощи украинским школам.
Наступление реакционных сил на завоевания украинской национальной революции в Галиции проявилось в 20-х годах. Украинский язык в Украине не применялся для обучения ни в начальных, ни в средних, ни в высших учебных заведениях. Да и вообще начальное образование получить простому человеку было очень тяжело. Даже приходских школ, в которых дети "низших сословий" обучались грамоте, четырем действиям арифметики и основам православной веры, не хватало. Так, в 1844 году в Киевской, Волынской, Подольской, Черниговской и Полтавской губерниях лишь на каждые 713 жителей приходился один ученик. В конце 50-х годов XIX ст. на всех украинских землях, входивших в состав Российской империи, работало лишь 1300 начальных школ, в которых училось 67 тысяч учеников. В ряде сел Левобережья и Правобережья продолжали действовать так называемые дьяковские школы, где нанятый крестьянами дьяк учил детей читать и писать по часослову и псалтыри. Но и таких заведений было мало.