Плодотворное влияние на развитие культуры Киевской Руси оказали ее связи с Византией, которая обладала богатым античным наследием, составлявшим основу европейской цивилизации. Осваивая литературное богатство и искусство Византии, более развитую византийскую культуру и через нее опыт и достояние европейской и частично восточных цивилизаций, культура Киевской Руси обнаружила яркую самобытность.
Значительную роль в формировании национальной культуры сыграла славянская письменность, пришедшая вместе с христианством на Русь от "равноапостольных" просветителей Кирилла (Константина) и Мефодия, по происхождению - греков.
Литература Киевской Руси. Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковным характером литературы обусловлен выбор переводных сочинений. Наряду со Священным Писанием были переведены произведения раннехристианских авторов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к началу XII в. Среди них выделяются: "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о законе и благодати". Жанровое разнообразие древнерусской литературы невелико: летописание, житие, слово.
Расцвет получает летописание местных феодальных центров. Дошедшие до нас памятники представлены в виде летописных сводов. Наиболее известны: Киевский летописный свод 1198 г., с "цесарской" записью под 1174-1177 гг. об убийстве Андрея Боголюбского; Владимирский летописный свод 1177 г. князя Всеволода Большое Гнездо, призванный утвердить роль города Владимира как столицы Северо-Восточной Руси; Галицкая летопись XIII в., первоначально создававшаяся как сплошное красочное историческое повествование и лишь позднее разделенная по годам.
Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи занимает "Слово о полку Игореве" (1185 г.) - отзыв на разгром войск северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г. Поэма обращена против "неодиночества" русских князей перед лицом общей опасности.
Среди других замечательных произведений эпохи выделяется "Слово Даниила Заточника" (1197), где в форме афоризмов описываются разные стороны бытовой жизни Руси XII в.
С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема – борьба с иноземными захватчиками и новый жанр – плач о гибели родной земли. 1236-1246 гг. датируется "Слово о погибели земли Русской". Этот отрывок недошедшего до нас вступления к "Сказанию о житии Александра Невского"
Архитектура. С принятием христианства на Руси в конце X в. началось каменное строительство. Первые сооружения были возведены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов княжеской казны. Это была грандиозная для современников постройка площадью 900 кв. м, увенчанная 25 "верхами" - главами. Ее разрушили войска Батыя в 1240 г.
В первой половине XI в., в годы правления Ярослава Мудрого (ок.978 – 1055) в Киеве были построены 13-главый собор Киевской Софии, (длина – 37 м, ширина – 35 м, высота – 29 м), призванный утвердить равенство Руси с Византией, и каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения.
Большого совершенства добились русские мастера в области мозаики и фрески, позаимствовав их из Византии. Великолепными образцами мозаичного искусства являются интерьеры Софии Киевской. Особенно знаменито изображение Богоматери Оранты (Молящейся). Кисть отечественных мастеров проглядывает во фресковой живописи Киева и Новгорода. Киевляне, наряду со строгими сюжетами из Священного Писания на стенах Софийского Собора, изобразили семью Ярослава Мудрого, скоморошьи пляски, бытовые сцены.
В середине XI в. греческими монахами Антонием и Феодосием Печерскими был основан первый христианский монастырь в Киеве – Киево-Печерская лавра. Наряду с Киевским, известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове. Среди новгородских построек XII в. выделяются Соборы Антониева и Юрьева монастырей, княжеские храмы Николы на Ярославовом дворище и Спаса на Нередице, небольшая уличная церковь Петра и Павла на Синичной горе.
В XII – XIII вв. храмы, за редким исключением, были одноглавыми, небольших размеров, богато украшенными скульптурными изображениями. Выработались и национальные формы, композиции культовых зданий. Византийская крестово-купольная система была переосмыслена. Для храмов стали характерны ступенчатая ярусность постройки, "башенность" верха за счет подъема главы ввысь на особом постаменте, членение фасадов зданий плоскими полуколоннами-пилястрами, обнесение храмов одноэтажными галереями, использовавшимися в качестве усыпальниц и мест общих собраний.
Живопись в XII – XIII вв. развивалась по двум направлениям: икона и фреска. Иконописные сюжеты пришли на Русь из Византии: это тип богородничных икон и икон Спасителя. Среди них выделяются иконы Богоматерь Умиление и Богоматерь Путеводительница.
На Руси существовало богатое устное народное творчество – фольклор: песни, присказки, байки, сказки, загадки, заклинания. Любимыми героями былин были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатыри Святогор и Кирилл Кожемяки.
Таким образом, можно сказать, что культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития и не уступала культуре большинства стран Европы.
3. Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.
В XIV в. большая часть украинских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Украина объединяется с Литвой в одно государство как равная с равной. Украинские, белорусские и частично российские земли составляли 9/10 общей площади княжества.
Население украинских земель не препятствовало литовским князьям, которые придерживались на захваченных землях правила: "Мы старину не разрушаем и новшеств не вводим". Местные русские феодалы сохранили свои владения, а русские земли – автономию. Русичи занимали в государстве равное положение с литовцами; основой литовского судопроизводства стала "Русская правда". Русский (украинский) язык получил статус официального, которым велась официальная документация, составление грамот и законов, обучение в школах, отправлялась служба в церкви.
Культурные традиции Киевской Руси дали толчок становлению образовательных и культурных процессов в Литовском княжестве.
Книгопечатание. Основателем книгопечатания в России и Украине стал Иван Федоров (1519 – 1583). Свою деятельность начал в Москве вместе с Петром Мстиславцем в 1563 г. В 1566 г. они переехали в Украину. Свою деятельность они начали в Заблудове, в поместье гетмана княжества Литовского Г. Ходкевича. Здесь напечатано "Учительное Евангелие". После отъезда П. Мстиславца в Вильно И. Федоров уже один выпустил "Псалтырь" с "Часословом". Из Заблудова он переезжает во Львов и в 1573 г. открывает первую в Украине типографию, где в 1574 г. выходит "Апостол".
В этом же году выходит "Азбука" - первая украинская грамматика. Еще одна типография И. Федорова начала действовать в Остроге (1578 г.), где была выпущена "Острожская Библия". Это один из значительных памятников культуры славянского народа.
Архитектура. Постоянная угроза нападения врагов и борьба против различных завоевателей обусловили своеобразный архитектурный тип – дом–крепость, который впоследствии перерос в крепость-замок. Для оборонных целей использовались также хозяйственные постройки и церкви. Оборонные сооружения возводились из местных и привозных материалов, в основном из дерева и камня. Крепости строили местные мастера, которые учитывали рельеф местности. Ярким примером феодального замка можно назвать Хотынскую крепость: 30/40-метровые башни, которые имели толщину стен – 5 – 6 метров. Фасад замка декорирован орнаментом из красного кирпича, что напоминает народную вышивку.
После освобождения от татаро-монгольской зависимости начинается активное сооружение церквей и монастырей. Так, во Львове перестраивается армянская церковь и возводится собор святого Юра, в Луцке – собор Ивана Богослова.
Территория Украины охватывает разные природные регионы, каждый из которых имеет определенные особенности. Это обусловило поиски мастерами архитектурных стилевых признаков, характерных для определенной местности. Определяются два больших направления: одно продолжает традиции каменного строительства XII – XIII вв., другое опирается на опыт развития народной деревянной архитектуры. Но в обоих прослеживаются стилевые особенности оборонных сооружений – узкие окна-бойницы, оборонные башни. Яркие примеры – украинская церковь в Зимно, Троицкая церковь в Межречье, около Острога, церковь-крепость в Суткивцах.
Для архитектурных сооружений этого периода характерно существенное влияние Молдавии и стран Балканского полуострова, особенно в прикарпатских районах.
В архитектуре середины XVI в. происходят существенные изменения. Исчезают оборонные черты, постройки преобразовываются в обыкновенные жилые замки. Это характерно не только для внешних форм. Изменяется комплекс в целом: замки в Бережанах, Остроге, Каменец-Подольском и др. Обогащение феодалов дает им возможность сооружать замки с просторными дворами для рыцарских турниров, роскошными залами для приема гостей и организации балов.
С принятием Магдебургского права в Украине началась застройка городов по европейским образцам.
Усиливается интерес к старине. Обновляются старые храмы. Так, П. Могила отстраивает храм Спаса на Берестове. Попытка приблизить образы святых к своим соотечественникам становится нормальным явлением. Эта эпоха в украинском искусстве впитала гуманистические идеи. Человек становится ведущей темой искусства, а реализм – главным качеством.