Смекни!
smekni.com

Уолт Дисней и его секреты (стр. 3 из 6)

Для "Белоснежки" было сделано около миллиона рисунков - в фильм вошло 250 тысяч. В титрах перечислены 62 имени участников постановки. Таким списком Дисней воздавал должное коллективности творчества. Но мотором и душой работы был он сам. Рисуя в воображении свою Белоснежку, он долго искал "живую натуру" - со своей походкой, движениями, мимикой, жестами. И нашел. Хрупкую, грациозную 17-летнюю Мерджери Белчер, дочь владельца танцевальной школы. Она репетировала эпизоды фильма, а художники-оживители, как их называли, спешили запечатлеть ее движения. Этот метод, введенный Диснеем, придавал рисованным персонажам такую убедительную жизненность, что часто критики сравнивали их с настоящими артистами.

А потом долго искал голос Белоснежки. Он слушал претенденток, не видя их, закрывшись в своей конторке у репродуктора. Чтобы выражение лица не повлияло на оценку голоса. Однажды услышал чудесное сопрано. "Голос хорош, но... староват!" Оказалось, пела 14-летняя Дина Дурбин, вскоре ставшая одной из самых ярких звезд Голливуда. (Вспомните хотя бы "Сестру его дворецкого, которую довольно часто в последнее время показывают по нашему ТВ.) Наконец, после очередной пробы он воскликнул: "Превосходно!" Долгожданный голос заливался соловьиными трелями, звенел серебристым смехом и приятными интонациями. Он принадлежал Адриенне Казилотти, воспитанной в семьи оперных артистов.

Терзания были и с определением жанра, чего требовали прокатчики. Коль скоро есть юная красавица и прекрасный принц, то это не волшебная сказка, как заявлял Дисней, а скорее "романс", говорили они. Уолт усмехался: "Я потратил на фильм почти два миллиона долларов. Неужто это вам не волшебная сказка?!"

Выход «Белоснежки» на экраны ознаменовал собой начало Золотого Века Диснея. С 1936 по 1941 годы Дисней снял несколько величайших мультипликационных фильмов в истории.

Через полтора года после выхода «Белоснежки» на экраны его успели посмотреть двадцать миллионов человек. Журнал «Тайм» объявил его шедевром, а «Вэрайети» назвал «самым кассовым фильмом всех времен». К 1990 году «Белоснежка» принесла беспрецедентный доход в 100 миллионов.

"Белоснежка" позволила Диснею построить студию, которой тот поспешил похвастаться перед отцом, опытным строителем. "Очень хорошее здание, - похвалил Элиас. - Но годится ли оно на что-нибудь ДЕЛЬНОЕ?" Занятия сына он считал весьма сомнительными. "На такое здание всегда найдется покупатель, - успокоил Уолт родителя. - Здесь можно разместить больницу с палатами, процедурными кабинетами и комнатами для приема больных". Во время Второй мировой войны на студии разместилась воинская часть...

2. Уолт Дисней повлиял на советские мультики

В первые годы существования мультипликационной студии Disney её продукция была не слишком известна в СССР

Тогда, в 30-е годы были нередки случаи, когда зарубежные кинофильмы и мультфильмы демонстрировались без прокатного удостоверения. Именно так советские зрители впервые увидели мультфильм Уолта Диснея «Пляска скелетов» (The Skeleton Dance) в 1930 году.

Три года спустя на прилавках музыкальных магазинов СССР появилась запись мелодии из мультфильма Уолта Диснея «Три поросенка» (Three Little Pigs), автором сценария и монтажером которого был Борис Морковин. Пластинка вышла под русским названием «Нам не страшен серый волк». Позже поэт Василий Лебедев-Кумач написал к прекрасной музыке Фрэнка Черчилле русский текст. Так появилась легендарная песня для советского мультфильма.

В 1933г. в Москве состоялся первый фестиваль американской мультипликации, и стиль Уолта Диснея надолго стал эталоном для чиновников, отвечавших за кино в СССР. Большим поклонником этого стиля стал главный кинокритик страны Иосиф Сталин. Был даже сформулирован лозунг «Даешь советского Микки Мауса!».

На первом Московском международном кинофестивале 1935 года мультфильмы студии Disney «Три поросенка», «Необычные пингвины» (Peculiar Penguins) и «Микки-дирижер» (Band Concert) получили высокую оценку и были награждены третьей премией. В постановлении жюри было отмечено, что фильмы Уолта Диснея являются образцом мастерства благодаря высокому живописному качеству цвета, графической культуре и исключительной музыкальности.

После фестиваля Сергей Эйзенштейн написал Уолту Диснею письмо с поздравлениями и получил ответ, к которому был приложен рисунок Микки Мауса с автографом Уолта. Эти документы хранятся в московском музее Эйзенштейна. Воздавая должное Диснею, Эйзенштейн отмечал: "Кажется, что этот человек не только знает магию всех технических средств, но что он знает и все сокровеннейшие струны человеческих дум, образов, мыслей, чувств. Так действовали, вероятно, проповеди Франциска Ассизского. Так чарует живопись Фра Беато Анжелико. Он творит где-то в области самых чистых и первичных глубин. Там, где мы все - дети природы. Он творит на уровне представлений человека, не закованного еще логикой, разумностью, опытом. Так творят бабочки свой полет. Так растут цветы. Так удивляются ручьи собственному бегу".

По окончании фестиваля мультфильмы сразу же вышли в прокат в СССР. Прокатное удостоверение было единым для всех фильмов, № 6668 от 26 ноября 1935 года. А уже летом 1936 года был издан приказ о создании в стране "Союздетмультфильма", который был организован как точная копия американской студии Disney с технологией конвейерного производства.

Годы Второй мировой войны были не самыми благоприятными для мультипликации в СССР и США. Тем не менее в 1940 году Уолт Дисней завершил работу над мультфильмом «Фантазия» (Fantasia), в котором была использована музыка знаменитых русских композиторов П. И. Чайковского и И. Ф. Стравинского.

В 1944 году в СССР были показаны мультфильмы «Лицо Фюрера» (The Fuhrer’s Face), прокатное удостоверение № 953/44 от 23 февраля 1944 года, и «Старая мельница» (The Old Mil) с удостоверением № 927/44 от 15 июня 1944 года. А уже год спустя в советский прокат вышел мультфильм «Бэмби» (Bambi), прокатное удостоверение № 926/45 от 9 июня 1945 года. Этот мультфильм был подарен Уолтом Диснеем союзникам по Второй мировой войне. Для советского проката, в качестве исключения, все титры переводились на русский язык на «Walt Disney Studio» в США, поэтому «Бэмби» - был единственным мультфильмом в советском прокате, имевшим копирайт Disney.

Уолт Дисней уделял огромное внимание музыке в своих фильмах. В киносборник «Сыграй мою музыку» (Make Mine Music) 1946 года вошел мультфильм «Петя и волк» на музыку Сергея Прокофьева. Незадолго до его создания, во время своей поездки в США Прокофьев встречался с Диснеем, сыграл для него еще неопубликованную на тот момент пьесу «Петя и волк» и подарил ноты. Дисней не смог сразу приступить к работе над фильмом. Когда же для этого наступил подходящий момент, Прокофьев уже покинул США. Тогда Уолт обратился к дирижеру Сергею Кусевицкому, другу Прокофьева и руководителю Бостонского симфонического оркестра, и при его участии поставил этот мультфильм.

Следующим произведением Диснея, с которым познакомились советские зрители, стала знаменитая «Белоснежка» (Snow White and The Seven Dwarfs). В качестве «трофейного фильма», взятого после Победы в Великой Отечественной войне, картина демонстрировалась в советском прокате с 1955 по 1959 год с прокатным удостоверением № 946/55 от 21 апреля 1955 года.

Постепенно ситуация менялась. На Четвертом Московском Международном кинофестивале в 1964 году был продемонстрирован, правда вне конкурсной программы, музыкальный фильм cтудии Disney «Мэри Поппинс» (Mary Poppins). В 1968 году издательством ДЕТГИЗ была выпущена иллюстрированная книга «Жизнь и сказки Уолта Диснея», написанная Эдгаром Михайловичем Арнольди. А один из первых создателей знаменитого советского мультсериала «Ну, погоди!», Саша Дорогов, работал для студии Disney и принимал непосредственное участие в создании таких шедевров, как «Покахонтас» (Pocahontas), «Мулан» (Mulan), «Лило и Стич» (Lilo and Stitch) и других.

В конце 70-х – начале 80-х годов накануне празднований Нового Года в Останкино проводились закрытые показы, так называемые новогодние утренники, на которых отсутствовали Дед Мороз и Снегурочка, но крутили старые мультфильмы Уолта Диснея для немногочисленных счастливчиков.

XV Московский международный кинофестиваль 1987 года многое изменил в культурной жизни перестроечного Советского Союза. Тогда в горбачевскую Москву приехали Федерико Феллини, Настасья Кински, Марчелло Мастроянни, Эмир Кустурица, а в жюри председательствовал Роберт де Ниро. Здесь фильм студии Disney уже участвовал в конкурсной программе. «Путешествие Нэтти Ганн» (The Journey of Natty Gann) получил золотой приз Московского международного кинофестиваля.

В 1988 году, отмечая свое 60-летие, Микки Маус нанес первый официальный визит в Советский Союз и даже станцевал с медведем Мишей на Красной площади. В том же году был проведен фестиваль фильмов производства студии Disney, и Рой Дисней (Roy Disney), племянник Уолта, посетил СССР. Советские мультипликаторы под руководством знаменитого режиссера Федора Хитрука к 60-летию Микки создали фильм «Марафон» и продемонстрировали его Рою Диснею. "Действительно, очень точно подмечено, на последних кадрах мы обнялись и не могли сдержать слез…это один из самых эмоциональных моментов в моей жизни» - так прокомментировал Рой свои впечатления, после просмотра «Марафона» со своими коллегами по студии Disney.

Годом позднее в СССР вышел журнал «Микки Маус», ставший сегодня культовым. Это еженедельник комиксов для детей и подростков, который выходит более чем в 50 странах мира. Вслед за печатной прессой Disney приходит на телевидение. С 1991 года на советском, а затем и на российском телевидении начинается демонстрация мультсериалов «Чип и Дейл спешат на помощь», «Мишки Гамми», «Утиные истории», «Чудеса на виражах», «Черный плащ», «Команда Гуфи» и многих других.