Памятники того времени в своей значительной части сохранились. Но уцелели, в большинстве своем, сооружения, выполненные из долговременного материала, за которыми ухаживало несколько поколений живших в усадьбах семей. Но они - великолепное Архангельское, Остафьево, Михайловское, Дубровицы, Ивановское и многие другие, есть только одна сторона медали. Рядом с ними существовали и рядовые усадьбы, невыразительные по архитектуре, которых было большинство. Они создавались в относительно небольших имениях, которые неоднократно меняли владельцев. Безусловно, приобрести или продать относительно небольшой участок земли было намного проще, нежели огромное богатое имение с роскошной усадьбой, переходившее из рук в руки по наследству. Поэтому на небогатые усадьбы чаще всего находилось много покупателей. Частые переходы усадьбы из рук в руки не способствовали созданию традиций. В небольших усадьбах нет богатых коллекций картин, мебели, библиотек, других редкостей. Помещик в них не чувствует своих корней. Как легко это к нему пришло, так совершенно легко в один прекрасный день может уйти. Небольшие усадьбы часто не имеют храмов, даже при наличии фамильных некрополей. Помещики предпочитают хоронить своих близких либо в приходах своих московских домов, либо в монастырях.
Дома в таких усадьбах, как правило, были деревянными, т.е. недолговременными. Значительная их часть погибла еще до 1917 г., а до нашего времени достояли практически единицы. Таким образом, этот тип объектов, не имеющий особой архитектурной ценности, стал редким в Подмосковье и других регионах страны. Поэтому основными объектами исследования, как правило, являются усадьбы большие и богатые. Их культура, быт и образ жизни их владельцев обычно проецируются на все подмосковные, что едва ли верно.
В особый отдел необходимо выделить и загородные дворцы. У нас нередко употребляют это слово в его извращенном понимании, бездумно применяя к любому достаточно большому и красивому зданию, хотя в действительности этот термин имел свое достаточно конкретное значение. Дворцами назывались дома, как в черте города, так и в его окрестностях, в которых имели пребывание лица, относящиеся к правящей династии, и их ближайшие родственники, носившие титулы: великий князь, княжна или княгиня или титулы иностранных царствующих домов, например: герцога Лейхтенбергские и принцы Ольденбургские[2].
Необходимо выделять усадьбы, строившиеся как дворцовые, и усадьбы, ставшие таковыми в силу кратковременного пребывания в них какого-либо лица из императорской фамилии. Так, например, Останкино стало дворцом лишь в 1856 г., когда в нем жил перед коронацией император Александр II, то же самое можно отнести к Архангельскому, Кускову и некоторым другим усадьбам. Поэтому применяемый архитекторами термин «усадьбы дворцового типа» является бессмысленным. Для частновладельческих усадеб категория «дворцовость» была наносной, случайной.
Безусловно, представители царствовавшей династии старались жить в домах в основном у достаточно богатых своих приближенных, хотя отдельные их представители в своих путешествиях по стране не брезговали и небольшими домами. Известные домики Петра I, разбросанные по многим городам, в сущности, были ничем иным, как дворцами.
Как правило, в подмосковных дворцах постоянно никто не жил. В редкие приезды императора обычно ограничивались приготовлением к приему дворца в Московском кремле. Дворцы в Подмосковье использовались или как казенные квартиры для служащих, или пустовали. Этот тип усадеб в Подмосковье фактически изжил себя еще к нач. XVIII в. Он оказался нефункционален. Огромные помещения, предназначенные для императора и его свиты, а также хозяйственные постройки оказывались ненужными, т.к. Москва не была постоянной царской резиденцией. В связи с этим они разрушались сами собой. Пытались поддерживать главным образом те дворцы, которые находились недалеко от города: Петровский, Нескучный и др. Но это были полумеры[3].
Результатом эволюции усадьбы явились дачи. Это слово первоначально имело совсем другое значение. Дача обозначала землю, данную кому-либо за службу, С XIX в. дачами стали называть места летнего отдыха, небольшие наемные помещения, сдаваемые на лето, как правило, в подмосковных усадьбах. Организация дач была связана с дальнейшим развитием Московского университета и привлечением в него значительного числа разночинной интеллигенции. Эта категория лиц обычно не имела своих усадеб в Подмосковье. Чтобы не уезжать на лето домой, нередко они снимали в помещичьих усадьбах отдельные небольшие флигельки. Таким образом, с того времени дача стала одной из функций усадьбы. Позже, в середине XIX в., университет уже сам снимал отдельные усадьбы, например, Зюзино в качестве дач для студентов и преподавателей. А.И. Герцен одно время снимал в усадьбе Соколове флигель под дачу, куда приезжали его друзья, Н.Х. Кетчер и др.
Таким образом, подводя итоги, следует подчеркнуть, что процесс эволюции усадьбы можно представить несколькими категориями[3]:
1. Загородный двор.
2. Усадьба:
а) крупнопоместная, б) среднепоместная, в) мелкопоместная, г) дворцовая.
3. Дача.
Как видим, эволюционно усадьба пришла практически к тому же, с чего началась, поскольку дача и загородный двор типологически очень схожи, что отметил еще П. Сытин. Все типы усадеб являются одним из наиболее существенных элементов землевладения, имением. Даже дача была имением владевшего ею лица. Таким образом, определяя усадьбу, надо учитывать то, что она есть часть имения (или все имение).
Специфика формирования дворянской усадебной культуры позволяет утверждать, что усадьба - это в первую очередь - уклад, т.е. образ жизни, и, следовательно, в первую очередь, жилье. Безусловно, в состав усадьбы входят принадлежащие к ней жилые, парковые, хозяйственные, служебные и культовые сооружения, составляющие единый культурно-хозяйственный комплекс. Нужно отметить, что специфика усадьбы в том, что её создателем было всегда частное лицо. В таком качестве выступал и император. Он строил себе усадьбу в Подмосковье как самый крупный помещик, но, разумеется, в силу своего статуса пышнее и роскошнее существующих.
Соединив вместе все вышеизложенное, получаем следующее: загородная усадьба есть исторически сложившаяся территория с архитектурно-хозяйственным комплексом сооружений, необходимых для определенного, уклада жизни, в первую очередь жилыми постройками, принадлежавшими частому лицу, Отметим, что это определение в общей сложности верно только для дворянских усадеб. Территория крестьянских - не есть исторически сложившаяся. Границы их наделов часто менялись, крестьян переселяли в зависимости от произвола.
2.1. Усадьба на Московской
Музей городского быта "Симбирск конца ХIХ - начала ХХ века" - один из 10 музеев Государственного историко-мемориального заповедника "Родина В.И. Ленина". Он открыт в декабре 1999 года и находится на улице Ленина, бывшей Московской. Улица Московская была одной из четырех благоустроенных улиц города. В этой части улицы преобладали усадьбы горожан среднего достатка. Наш музей находится на бывшей усадьбе священника Ивана Андреевича Анаксагорова.
Иван Андреевич Анаксагоров родился в 1829 году, в 1852 окончил Симбирскую духовную семинарию, был "рукоположен" в священники и 17 лет провел в селах Сенгилеевского и Сызранского уездов. С 10 февраля 1869 года И.А. Анаксагоров - протоиерей Симбирского Троицкого кафедрального собора. В этом же году, в апреле, он покупает у штабс-капитанши Юлии Павловны Самойловой усадьбу на Московской улице. В 1875 году становится ключарем Троицкого собора, т.е. получает вторую по значимости должность в храме. Жена Ивана Андреевича Анаксагорова - Мария Павловна. В семье Анаксагоровых было семь детей (3 сына и 4 дочери). Сыновья Ивана Андреевича пошли по стопам отца и стали священниками, а дочери вышли замуж за священников. После смерти хозяина усадьбы наследником усадьбы становится второй сын Петр (1863 г.р.). После смерти Петра Ивановича в 1900 году усадьбу унаследовала его дочь Серафима Петровна. Она прожила на усадьбе до 1961 года. Их дочь Александра последней из Анаксагоровых покинула усадьбу в 1986 году.
Несколько домов у сада - типичная постройка губернского города 19 века. Застройка была в основном деревянная. На данной усадьбе находятся: большой дом с мезонином, в нем жила семья священника, а также два флигеля - один во дворе, другой окнами на улицу, и надворные постройки, частично сохранившиеся и воссозданные по чертежам, рисункам, фотографиям: летняя кухня, баня, каретный сарай, макет колодца, беседка. На усадьбе имелся сад, в котором росли яблони, вишня, смородина. Был также огород и цветники. Музей находится в одном из флигелей и представляет обобщенный образ жилого дома горожан среднего достатка. Коллекции русского фарфора, осветительных приборов и мебели, костюма стиля модерн представлены в интерьерах спальни, буфетной, столовой и гостиной. Здесь нет экспонатов под стеклом, поэтому возможно погружение в атмосферу прошлого, можно почувствовать себя гостем в доме обеспеченного, но небогатого симбирянина.
Улица Московская была одной из четырех благоустроенных улиц города Симбирска наряду с Дворцовой (К. Маркса), Большой Саратовской (Гончарова), Покровской (Л. Толстого). В понятие "благоустройство" входило: шоссированная, выложенная камнем, проезжая часть, деревянные тротуары, керосиновое, а позже газовое освещение.
Улица Московская была достаточно протяженной. В нижней части улицы, ближе к Свияге, жили ремесленники и мещане в домах на одну - две комнаты; в верхней, ближе к театру, в двухэтажных каменных домах жили люди состоятельные, а в этой части улицы преобладали усадьбы горожан среднего достатка. Флигели обычно сдавались внаем отставным военным, чиновникам, врачам, учителям. Семья Ульяновых снимала квартиру в этом доме в 1876 - 1877 годах.