Чтение публичных лекций на самые различные темы стало традицией Демьянова. Так, вскоре состоялся доклад доктора филологических наук А.В. Адольфа о статуе Афины Лемносской, которая стояла у Танеева в большой зале. А.А. Васнецов читал серию лекций о Москве.
В ноябре 1909 года К.А. Тимирязев готовился к съезду естествоиспытателей и врачей. Это было сопряжено с большими хлопотами, и он был разбит параличом. Благодаря уходу и лечению стал ходить с палкой, но все же медленно и плохо владел одной рукой.
Демьяново стало источником творческих вдохновений художника А. Васнецова, который почти 15 лет снимал здесь дачу. Он писал: "...Как бывало в Демьянове хорошо. С утра этюды, придешь, пообедаешь, отдохнешь и опять этюды тут же под боком, близко, как хорошо!...". А. Васнецов написал там сотни этюдов, и мотивы демьяновской природы послужили ему сюжетом для многих картин. В Демьяново у него было много излюбленных уголков. Он намечал план работы на лето. Работал Васнецов с упоением и много. Иногда он в один день писал два этюда в разные часы. И начатые, и законченные этюды висели на стене в "мастерской". Это был большой летний чулан, выходивший на террасу дачи. Самым излюбленным местом Васнецова был небольшой холм, где он из кирпичей сложил скамеечку. Сюда он приходил в вечерние предзакатные часы.
Васнецов был дружен с Тимирязевым. Вместе они бродили по полям и лесам, часто любовались закатами с террасы тимирязевской дачи. Васнецов не любил, когда кто-нибудь смотрел, как он пишет. Исключением был Тимирязев. После своей болезни он долго не мог ходить, и его возили на прогулку в коляске. Когда Васнецов писал этюды в парке, Климент Аркадьевич всегда просил подкатить коляску поближе. Позже, когда Тимирязев стал передвигаться с палочкой, он усаживался рядом с художником на своей раскладной стульчик, и его присутствие не мешало Васнецову.
Демьяновские окрестности и парк запечатлены в большой тематической картине "Шум старого парка", которую художник показал на персональной выставке 1927 года. "...Это мой эпилог! Здесь отражен мой пройденный путь...", - сказал он показывая картину.
Днем почти все живущие в Демьянове были заняты своими делами: Тимирязев - в лаборатории, Танеев - в библиотеке, Васнецов - на этюдах, Богоявленский - на прудах и речке вместе со своими студентами. Вечером же демьяновское общество постепенно стекалось в парк. Собиралось 2 - 3 компании, в одной шли серьезные разговоры, в другой был слышен смех. Но, когда приходил Танеев, его окружали плотным кольцом. Он был великолепным рассказчиком. "...Так и движется медленно, степенно по "большому кругу" парка, оживленно беседуя, общество демьяновских дачников...".
Знаменательным событием в спокойной демьяновской жизни был день именин В.И. Танеева. К этому дню заблаговременно съезжались гости из Москвы и Петербурга. Приезжали ученые, писатели, общественные деятели. Часто приезжал министр народного просвещения. Всегда желанным гостем был известный химик профессор И.Д. Каблуков. За два дня до этого события в просторной кухне большого дома с утра до вечера кипела работа. В двухсветном зале устанавливали столы во всю его длину в три ряда. Отмечали праздник с широтой и размахом. Многие гости проводили в Демьянове по нескольку дней, в том числе и Каблуков.
И еще один праздник всегда отмечали в Демьянове. Это праздник Преображения. На церковном дворе устанавливали парусиновые белые палатки, в которых торговали фруктами, подсолнухами, орехами, пряниками, конфетами.
В 1909 году церковь обновили. В комиссию по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества было доложено отношение о том, что "...причт и староста села Демьянова, Клинского уезда, просят разрешить им окрасить масляной краской крышу на храме, исправить штукатурку наружных стен храма и окрасить их клеевою краскою...". На что было дано разрешение.
Итак, усадьба просуществовала до 1917 года. В.И. Танеев, человек образованный и интеллигентный, бережно заботился о своем имении. И усадьбу в это время даже назвали "Танеевкой".
После октябрьской революции Демьяново постигла участь большинства "дворянских гнезд". На основании Декрета о земле, принятого на II Всероссийском съезде Советов 26 октября 1917 года, помещичьи имения со всеми усадебными постройками и принадлежностями объявлялись общенародным достоянием и подлежали конфискации.
Таким образом, первоначально бывшие дворянские гнезда были переданы в ведение народного комиссариата земледелия. Но процесс конфискации помещичьих усадеб сопровождался частыми случайными погромами и разорениями. Крестьяне самовольно захватывали и делили не только помещичью землю и инвентарь, но и имущество из дворцов, среди которого были старинная мебель, портреты, предметы прикладного искусства.
С целью сохранения культурных ценностей в первые же месяцы после революции создаются специальные учреждения. Таким учреждением была Комиссия с несколькими подотделами, в том числе музейно-бытовым, сформированная в ноябре 1917 года при Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Ее деятельность распространялась не только на Москву, но и на Подмосковье.
Фактическая судьба усадеб находилась в руках местных органов власти. Поэтому, пока невозможно было обеспечить централизованную охрану. На заседании музейно-бытовой подкомиссии 18 февраля 1918 года было подготовлено обращение "Ко всем земельным комитетам и местным Советам", в котором говорилось:
"1. Строжайше воспрещаются все разделы домашнего имущества в усадьбах.
2. Ответственность за сохранность имущества возлагается на местные земельные комитеты.
3. Всякое самовольное расхищение будет караться самым суровым образом.
4. Все предметы, имеющие особое художественное, научное и историческое значение, подлежат по требованию Московского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов передаче в музеи и галереи как собственность Российской республики....
28 мая 1918 года при Народном Комиссариате Просвещения РСФСР был образован Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины во главе с Н.И. Троцкой. Вскоре Музейный отдел объединил все ранее существовавшие отдельные учреждения и стал, таким образом, центральным и единым органом, руководящим и управляющим всей музейной системой в стране.
В Подмосковье и другие губернии выезжают эмиссары Музейного отдела с целью обследования усадеб и обеспечения охраны наиболее ценных из них. В ходе осмотра, который проходил поэтапно, определялось состояние архитектурных памятников, велась их фотофиксация. В тех случаях, когда существовавшие условия не гарантировали полной сохранности находившихся в усадьбах художественно-исторических ценностей, последние вывозились в столицу в Национальный музейный фонд. За 4 месяца удалось провести систематическое изучение более чем 50 бывших помещичьих имений.
Сложившееся к осени 1918 года советское законодательство в области охраны культурно-исторического наследия, и в частности декрет об учете памятников, позволило отделу развернуть работу по превращению всех выдающихся частных художественных и другого рода собраний, имевшихся в стране и давно уже бывших фактически законченными музеями, в государственные.
Всего за 1917 - 1920 гг. на учет было взято 1,5 тысячи произведений гражданского и культурного зодчества, свыше 500 помещичьих усадеб. За это время были выработаны и прошли проверку в необычайно сложных обстоятельствах правовые нормы государственной охраны историко-культурного наследия, формы и методы их осуществления на практике.
17 год можно считать точкой отсчета нового времени для усадеб. Отменена частная собственность, по всей стране идет национализация земли. В это время тысячи усадеб остаются без своих хозяев.
Летом 1917 года последнему владельцу В.И. Танееву исполнилось 77 лет. Он очень сильно болел, по нескольку дней не поднимался с постели. Этим летом, как и предыдущие 13 лет, в Демьянове на даче жили Тимирязевы и Васнецовы. Летом 1917 года в последний раз приезжает в усадьбу П. Белый. Он вспоминает: "...постоянно вдвоем бродили в парке старики; Климент Аркадьевич прихрамывал (последствия паралича); и из груди его вырывалось уже пламенное сочувствие делу Ленина; Танеев молчал, как могила, по адресу Ленина... Постепенно сезон дач заканчивался, все разъезжались. В.А. Васнецов пишет в своих воспоминаниях: "...Накануне отъезда вечером отправились мы с отцом на нашу любимую скамеечку на высоком холме и молча просидели там до поздних сумерек. Отец был погружен в глубокие и, видимо, печальные раздумья... предчувствия отца оправдались. Никогда не видел он больше Демьянова, не сидел на своей скамеечке раздумий, не любовался закатами и не писал этюдов. Тот вечер оказался для него действительно прощальным. Это было осенью 1917 года...".
После революции в Клинском уезде были организованы уездный совет, при нем земельный отдел, и в волостях - волостные советы. Демьяново относилось к Давыдковской волости. Давыдковский волостной совет состоял из 20 человек. Из них половина - местные крестьяне из соседних деревень, которые хорошо знали В.И. Танеева. Он пригласил к себе представителей волостного совета и заявил, что передает совету полностью все свое имение, за исключением библиотеки. Для работы волостного совета он рекомендовал занять в усадьбе канцелярию Клинского лесничества, отапливаемое и благоустроенное помещение. В свою очередь представители волсовета передали В.И.Танееву в полную собственность домик-дачу, в которой он жил, пообещали охранять библиотеку.