Автором ковра является Владимир Чернов, о котором рассказали старожили села Кашкараганха. В 50-60гг. он жил в этом селе, рисовал ковры подобные найденным, на продажу. В свое время таких ковров-близнецов в этом населенном пункте и ближайших селах было много. В 70-х годах он уехал из Кашкараганхи и дальнейшая судьба Владимира Чернова неизвестна. По всей видимости, ковры, найденные в Тальменке и в Кашкараганхе были изготовлены одним и тем же человеком. Такой вывод можно сделать, сравнивая сюжеты ковров – они безусловно близки друг другу и техника изготовления их тоже одинакова.
Оба ковра нарисованы на тканевой основе клеенки масляными красками. Гамма цветов и мазки кисти абсолютно одинаковы. Схожи и размеры ковров.
При дальнейшем изучении этих изделий возник вопрос: откуда художник из далекой деревни брал такие сюжеты? Здесь можно прийти к выводу, что художник Владимир Чернов мог брать сюжеты из фильмов. В 50-60гг. (время создания ковров) искусство кино вошло в каждый дом, в каждую семью. Оно завладело умами и сердцами. Слава киноактеров выходило далеко за пределы телеэкрана. Их манеры, прически, костюмы находили миллионы подражателей. Одной из лучших музыкальных комедий того времени оставался фильм Ивана Александровича Пырьева «Свинарка и пастух», снятый в 1941году. Своей искренностью, сценами мирной жизни, любви, труда комедия была близка людям, давала простор для полета фантазий. Это трогательная и простодушная лирическая повесть о любви вологодской девушки к юноше из Дагестана. Героям фильма приходится переживать не мало трудностей, но любовь, как всегда, побеждает и счастливый жених на лихом коне увозит свою невесту в родной Дагестан. Скорее всего, именно этот счастливый конец фильма и отразил народный художник на своих коврах.[6]
В экспозиции музея имеется также статуэтка, изображающая парня в гимнастерке, лихо растягивающего гармонь. Небольшая по размерам статуэтка изготовлена из гипса, полая внутри, снаружи она раскрашена. Сюжеты для таких изделий брались в основном из фильмов, художественных произведений, фольклора. В отличии от упомянутых ковров, статуэтки имели массовое производство.
Первоначально принадлежавшая музею статуэтка была записана как изобретения Василия Теркина. Потом был обнаружен ряд деталей, опровергающих это. Во-первых, очки тракториста, поднимаемые на лоб в перерыве между работой, у Василия Теркина быть не могло. Во-вторых, у статуэтки, находившейся в музее, нет неотъемлемых от образа Василия Теркина предметов – автомата, самокрутки, а самое главное – на гимнастерке солдата отсутствуют погоны.
При детальном рассмотрении было установлено портретное сходство с персонажа с главным героем фильма «Иван Бровкин на целине», вышедшем на экране в 1956году. Ведь иногда мастер пытался точно скопировать образ полюбившегося героя. Те же белокурые волосы, ту же задорную улыбку можно увидеть в старом журнале «Советский экран». Да это он – любимец народа, Иван Бровкин, роль которого сыграл актер Леонид Харитонов. Поэтому статуэтка может служить еще одним примером связи между произведениями художественной культуры и кинематографом.[6]
Итак, в 50-60гг. прекрасный, многоликий и многокрасочный мир киноискусства стал источником вдохновения для талантливого русского человека, одной из тех сил, которое формировало народное творчество. Таким образом, на примере атрибуции можно проследить и сравнить процессы, происходящие в культурной и духовной жизни общества, тем самым определить их ценность в мировой культуре.
Заключение
Курсовая работа выполнена по достоверным источникам непосредственно из самого музея. Так же осуществлялась большая помощь в сборе материала директором Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт», Гавриловым Валерием Андреевичем. Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Все источники и публикации о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом клуба-музея.
В работу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее, о том какая работа проводилась по комплектованию. Был поднят архив газеты «Алтайская правда» с целью выявления публикаций о музее. Ее материалы тоже косвенно включены в работу. Так же в работе затронуты проблемы школьного музея.
Будущее Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт» определится заинтересованным руководством города, которые могут решить вопросы предоставления достойного помещения, выделение денежных средств на художественное оформление экспозиций музея и достойное хранение экспонатов. Решение этих вопросов создаст условия для пропаганды, рекламы клуба-музея среди населения города и всего края. Это даст возможность привлечь посетителей, а так же людей, которые помогут пополнить фонды музея новыми экспонатами.
Список источников и литературы
1. «Алтайская правда» №229 от13.10.99.,стр3.
2. «Алтайская правда» №26 (24273)от 30.01.03.,стр3.
3. «Алтайская правда» №211(24464) от 6.08.03.,стр3.
4. «Вечерний Барнаул» №121(1843) от 13.08.03.,стр2.
5. «Вечерний Барнаул» №7(1930) от 30.01.04.,стр2.
6. Интервью с директором клуба-музея «Горизонт»
7. Казакова С.Ф. «Научное комплектование фондов музеев».,М-2002г.
8. Каулен М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
9. «Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002г.
10. Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
11. Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
12. Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
13.Юренева Т.Ю. «Музееведение»., Академический Проект., М-2003г.