Введение
Актуальность
Долгое время в нашей стране бытовала традиция обязательных музейных экскурсий: было принято считать, что музеи воспитывают в человеке гражданина. При этом многие не забывали искусство, хранилищем которого является музей. Он воспитывает в каждом из нас, прежде всего – Человека, помогая развить чувство прекрасного, создать красоту во всем ее многообразии.
Сейчас большая часть того, что прививалось нам еще полтора десятилетия назад, отброшено. Отказались даже и от ежемесячных посещений музеев, которые когда-то практиковались во всех школах. Конечно, любить искусство «из-под палки» невозможно, но полный отказ от исторического наследия и воспитания приносит худшие плоды.
В своей работе я хочу показать и привлечь внимание к одному из многих музеев, которые имеются в нашем городе. Этот музей находится на территории средней школы №116 и называется Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт». Он необычен в своем роде, так как создан одним человеком, который руководит и творит в нем одновременно. Несмотря на это, он притягивает к себе внимание огромного количества людей, которые не только посещают его, но так же принимают содействие в пополнении фондов новыми экспонатами. В музей так же приезжают гости из дальнего зарубежья, каждый из которых оставляет в подарок частицу своей культуры. [9]
Цели курсовой работы.
1. Показать историю комплектования музейных фондов.
2. Предоставить научно-фондовую работу музея «Горизонт».
3. Выявить и показать, какими вещественными памятниками и атрибуцией располагает Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт»
Задачи курсовой работы.
1. Определить проблемы комплектования фондов.
2. Поднять проблему скудного существования школьного музея и привлечения внимания к нему.
Объект исследования.
Объектом исследования является Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт», где собраны подлинные памятники истории, культуры и природы. Музей создан и работает, при школе №116, под руководством преподавателя этой школы Гаврилова Валерия Андреевича.[6]
Общие сведения о музее.
Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» располагается в г.Барнауле Алтайского края, на территории средней общеобразовательной школы №116 по ул. Гущина. Согласно решению администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года,он носит официальный статус краевого музея.
Общее число посетителей в год составляет более 3 000 человек. Основными посетителями музея являются школьники, студенты, воспитанники детских домов и интернатов, ветераны войны и труда, гости города.[6;5]
Положение о Морском историко-географическом клубе-музее «Горизонт»
Общие положения.
1. Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» создан решением администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года на базе средней школы №116.
Музей является научно-исследовательским и просветительским учреждением. Является хранилищем природоведческих, исторических и других памятников материальной и духовной культуры.
2. Основными задачами музея являются: активная работа по воспитанию школьников в духе патриотизма, здорового образа жизни, в духе глубокого осознания и уважения общечеловеческих ценностей.
В выше указанных целях музей проводит следующую работу:
- изучает историю родного края, собирает и хранит памятники естественной истории, материальной и духовной культуры.
- создает экспозиции, стационарные и передвижные выставки.
- ведет работу по распространению научных знаний о природе, истории Отечества, края, района путем проведения экскурсий, лекций, публикаций в печати, радиоэфира, телеэфира.
- способствует развитию духовности, нравственности, традиций народа, его культуры.
3. Музей общедоступный – бесплатный.[6]
Учет и обеспечение сохранности фондов.
Весь собранный материал составляет фонды музея и фиксируется в инвентарных книгах. Фонды музея делятся на основной и вспомогательный. Ответственность за организацию сохранности фондов, несет руководитель музея.[6]
Периодика В работе использованы материалы из статей газет «Алтайская правда» и «Вечерний Барнаул» с 1999 по2004год.
В газете «Алтайская правда» №229 от 13.10.99г., говорится об истории создания Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт»
В №26 (24279) от 30.01.03г., речь идет о мероприятиях, в которых принимал непосредственное участие музей за прошедший год.
В №211 (24464) от 6.08.03г., говорится о намерении открыть ряд новых экспозиций.
В газете «Вечерний Барнаул» в №121 (1843) от 13.08.03г., рассказывалось о жизни музея, а так же с какими трудностями приходиться сталкиваться директору музея.
В №7 (1930) от 20.01.04г., была опубликована статья, в которой рассказывалось о биографии директора музея Гаврилова Валерия Андреевича.
Глава 1.Комплектование и учет музейных фондов.
В отечественном музееведении комплектование фондов традиционно рассматривалось, как важнейший вид деятельности музеев, являлось основным направлением научно-фондовой работы.
В 70-80-е гг. наметилась более глубокая связь комплектования фондов с социальными функциями музеев. Комплектование фондов стало рассматриваться, как важнейшее звено документирующей функции музеев.
Комплектование фондов все больше определялось не только закономерностями развития ее типологических (систематических) коллекций, но и пониманием необходимости целенаправленно выявлять и привлекать в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие развитие различных сфер жизни общества.
Наиболее ярко, последовательно и глубоко осуществлял эту деятельность Государственный исторический музей. Сотрудники музея проводили самостоятельные научные исследования по изучению и документированию всех сфер жизни общества конца XlX-XX вв. [8]
Историко-бытовые экспедиции 50-80х гг., методика их проведения заслуживают внимания и в наши дни. Особенно ценен опыт ГИМа по документированию «современности»(40-80-е гг.)
Но лучший опыт центральных и региональных музеев, к сожалению, мало влиял на подавляющее большинство музеев, которые чаще всего комплектовали фонды путем сбора материалов для выставок и экспозиций в соответствии с экспозиционной документацией.
При проведении целенаправленного комплектования на основе планов комплектования редко, к сожалению, прибегали к самостоятельному изучению исторической действительности, чаще выбирали из жизни. Первоисточники, подтверждающие заранее намеченные линии развития, факты, события в соответствии с историко-партийной литературой. Музеи как бы иллюстрировали профильные дисциплины.[11]
С изменением социально-экономической и общественно-политической ситуацией в стране недостатки тематического комплектования фондов (иллюстратизм, схематизм, узость тематики, фрагментарность и др.) стали более очевидны.
Типологическое комплектование, менее зависящее от внешних факторов, продолжало развиваться, опираясь на предшествующий опыт.
Тематическое комплектование в большинстве музеев просто прекратилось или ограничилось поиском первоисточников, раскрывающие «запретные темы», которые могли устранить, так называемые «белые пятна». И лишь отдельные музеи продолжают совершенствовать комплектование фондов, стремясь их сделать разнообразнее, приблизить к жизни, не упустить возможности выявить и привлечь в фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие «современность».
Комплектование музея является частью реализации концепции развития музея и имеет свою собственную концепцию.
Комплектование может быть систематическим, тематическим и комплексным. Следствием его является формирование систематических, тематических и комплексных, как в краеведческих музеях, коллекций.[11;10]
Основой всей системы комплектования является разработка его научной концепции.
Работа по комплектованию фондов может быть разовой, текущей и постоянно плановой. Поэтому формы комплектования могут быть различными.
Все работы по комплектованию должны быть строго юридически документированы, поскольку музейные предметы обладают не только культурно-исторической ценностью, но и финансовой.
Основными юридическими документами являются акты приема предметов на хранение (полевая опись), фиксирующие поток поступлений в музей. Каждому предмету дают порядковый номер, наименование и описание. Учитывается количество предметов, определяется датировка, размер, сохранность, место происхождения, история. Указывается принадлежность, от кого поступил предмет, его адрес и дата приобретения. Если предмет был продан в музей, записывается его стоимость: счет, акт по которому шла купля-продажа. В последствии вносят шифр и номер фондового отдела, в который был продан каждый предмет. Таким образом, все виды работы по комплектованию фондов завершаются сбором предметов музейного значения в соответствии с профилем музея. Прежде чем они попадут в фонды, они должны пройти коллективную экспертизу, осуществляемую фондово-закупочной комиссией музея, которая создается дирекцией из музейных специалистов и привлеченных к работе комиссии вне музейных экспертов.[12;13]
Фондово-закупочная комиссия является совещательным органом при дирекции музея, создаваемым для рассмотрения вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания.
После рассмотрения фондово-закупочной комиссией предметы музейного значения, поступая в фонды, становятся музейными предметами. Первоначально они поступают на временное хранение, что обуславливается их актами приема и легендами. Впоследствии они подвергаются экспертизе специалистов, дающих свое письменное заключение. При переводе предметов на постоянное хранение возможно заключение договора дарения, если они поступают в дар, или договора купли-продажи при покупки их музеем. При приеме предметов в обмен заключается договор мены. Следующим юридическим документом является акт приема предметов на постоянное хранение. В случае приема коллекций составляется коллекционная опись. На этом завершается первоначальное оформление документов. Все они подписываются заинтересованными лицами. На них ставятся печати музея и других учреждений, если предметы поступили из них. Таким образом, документы получают юридическую силу. Однако, на этом включение музейных предметов в фонды не завершается. Далее следует музейный учет музейных предметов.