Смекни!
smekni.com

Французская готика (стр. 2 из 2)

Переход к зрелой фазе развития французской готики обозначился на рубеже Х11-Х111веков. Начатый в это время строительством после пожара 1194 года собор в Шартре явил одно из наиболее органических решений соборной готики. Архитекторы мылили здание уже как единое целое, где каждая отдельная часть существует в тесной взаимосвязи с другой и где между частями существует строгое соподчинение.

Главенствующий в храме пятинефный хор с венцом капелл наполнен светом из высоких окон. Широкий трехнефный трансепт пересекает здание почти посередине, нефы продольной части открываются навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов. Центральный неф противостоит боковым своими размерами и высотой, порядок опор придает динамическому порыву к алтарю торжественную сдержанность. Колонки, окружающие устои, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением поднимаются к сводам и переходят в нервюры. Трехчастное деление стены на аркаду, трифорий и окна придало этому движению вверх ясную логику, сообщило ощущение свободного и одухотворенного подъема.

Шартр – один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой их дошедших до нас ансамблей витражей Х11-Х111 веков

Цветной свет, падая из окон храма, рождает особое чувство среды, преображенного бытия в ней каждого предмета, привносит в торжественное и стремительно-напряженное внутреннее пространство собора оттенок ликующей лучезарности, сокровенной сосредоточенности.

Шедевром французской зрелой готики стал собор в Реймсе. Подобно церкви в Сен-Дени и собору в Париже, эта постройка в центре Шампани была тесно связана с политикой французских монархов. Реймс издавна был местом их коронации.

История Реймсского собора – это история нескольких поколений архитекторов. Их творение в еще большей степени выделяет симфонизм архитектурного решения.

Уже главный фасад возникает как сложное переплетение отдельных мотивов. Три глубоких перспективных потала звучат в нижнем ярусе как мощные аккорды увертюры. Остроконечные арки, веныающие порталы, начинают движение архитектурной массы вверх. Это движение обретает четкость в треугольном щипце – вимперге, завершающем портал. Мощь звучания порталов оттеняют слепые арки на боковых контрфорсах и легкие аркады между вимпергами на стене храма. Сдавленные между котрфорсами узкие боковые порталы словно находят освобождение в высоких окнах второго яруса. Которые передают свое движение победоносному взлету башен.

Главным средоточием соборного строительства в Англии, в отличие от Франции, сделались крупные аббатства.. Для английской готики характерны растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, различного рода притворы.

Самобытность готической архитектуры Англии наиболее отчетливо выступила в соборах Солсбери, Линкольна, Уэльса.

В Германии готика появилась во второй четверти Х111 века. Наиболее близким к французским прототипам оказался восточный хор собора в Кельне.

Церковь в Марбурге более четко определила черты немецкой готики. Вытянутое в плане здание имело равную высоту все трех нефов. Такое решение получило название зального типа, оно разрушило принятое во Франции соподчинение частей храма, объединяло пространство интерьера. Более суровым стал и внешний вид храма.

Обладая определенными чертами сходства в разных странах, готика обладала вместе с тем ясно различимой национальной окрашенностью, за которой намечался переход к новой эпохе.

"Интернациональная готика" была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил.

Космополитизму готики в Х1У веке противостояли также реалистические тенденции в искусстве многих европейских стран.

Важным фактором развития европейской культуры этого времени стало формирование на рубеже Х111 и Х1У веков проторенессансной культуры в Италии. Коронование Петрарки в апреле 1341 года лавровым венком в Риме было символом победы человека новой эпохи, знаком рождающегося ренессансного гуманизма.

Список литературы

1. Муратова К.М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М., 1988.

2. Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, прикладное декоративное искусство. Советская энциклопедия, М.. 1986.

3. Поспелов Г.Г. Очерки истории искусства. Советский художник, М., 1987.