Наиболее известным и удачным из послевоенных фильмов М. Карне является "Тереза Ракэн" (1953), хотя здесь он ищет спасения в полуреальном, управляемом роком мире своих первых картин. "Веронские любовники" А. Кайатта и "За решеткой" Р. Клемана похоронили "миф романтического героя" еще в конце 40-х, однако все, что показалось в этих, картинах стереотипом (и романтическая любовь, и обреченность влюбленных, и безысходность ситуации), у Карне обретает свежесть и трагедийную силу. Действие романа Э. Золя перенесено в Лион 50-х годов ХХ века. Превратив "Терезу Ракэн" в рассказ о столкновении личности с миром стяжателей, Карне и ветеран-сценарист Ш. Спаак изменили характеры персонажей и мотивы их поступков. Карне говорит о несовместимости гуманизма и мещанства, любви и собственничества, счастья и принуждения. Для его влюбленных гибель Камиля, который пытается помешать неизбежному уходу Терезы, выглядит роковой случайностью. На самом деле все последующие и тоже случайные события олицетворяют неотвратимую месть ханжеского общества.
"Тереза Ракэн" продемонстрировала незаурядность таланта Карне и его профессионализм, но критика и хозяева студий не хотели менять гнев на милость. Режиссера лишили права выбора, и два следующих фильма Карне "Воздух Парижа" (1954) и "Страна, откуда я родом" (1956) не представляли для него интереса. Лишь в 1958 году он поставил этапный для себя фильм "обманщики", попытавшись рассказать о современных юношах и девушках, которые в поисках острых ощущений играют в цинизм и ненависть к традициям и морали старшего поколения.
В 60-е годы Карне вел постоянную борьбу с призраком "поэтического реализма", доказывая, что может снимать современные картины. Лишь "Убийцы во имя порядка" (1970) с Ж. Брелем в главной роли отличаются публицистической остротой и злободневностью. Отдавая дань популярности политического фильма, Карне одним из первых во Франции бросает вызов продажной полиции и судейским чиновникам, обвиняя их в преступном сговоре с сильными мира сего. [27]
1. Западное искусство XX век. - М., 1991г.
2. История зарубежного кино (1945-2000). - М., 2005г.
3. Садуль Жорж. История киноискусства. - М., 1957г.
[1] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.145.
[2] Жорж Садуль.История киноискусства.-М.,1957.-С.264-265.
[3] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.146.
[4] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.265.
[5] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.146-148.
[6] Там же.-С.149-150.
[7] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.265-266.
[8] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.151-152.
[9] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.268.
[10] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.152-153.
[11] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.269.
[12] Там же.-С.271.
[13] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.155.
[14] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.273-274.
[15] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.155-156.
[16] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.274.
[17] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.158-161.
[18] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.274.
[19] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.162-164.
[20] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.275.
[21] Западное искусство XX век.-М.,1991.-С.164-172.
[22] Жорж Садуль.Указ.соч.-С.278.
[23] История зарубежного кино (1945-2000).-М.,2005.-С.181.
[24] Там же.-С.181-183.
[25] Там же.-С.183-184.
[26] Там же.-С.200-202.
[27] Там же.- С.202-204.