Отметим еще одно важное различие между художественным и научным познанием. Познавая природные и общественные явления, ученый стремится к максимальной объективности. Он, конечно, не перестает быть живой человеческой личностью, испытывая в процессе исследования различные чувства и переживания. Но они не включаются в результаты научного исследования. Изучая закон стоимости или периодический закон химических элементов, нельзя обнаружить эмоции, которые испытывали в процессе их открытия Маркс и Менделеев. В отличие от научных понятий и законов художественный образ отражает не только объективную реальность, но и субъективный мир художника, его эмоциональное состояние, оценочное отношение к миру. Специфика познавательной деятельности художника - в неразрывности познания и оценки, мысли и чувства.
Кроме того, ученый стремится устранить единичное и неповторимое, выявить общее и существенное в объектах исследования. И порой он не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом ему помогает художник, поскольку для искусства важно не только типическое, но и уникальное, неповторимое, единичное. Поэтому искусство не дублер науки, не простой иллюстратор и популяризатор ее достижений, а самостоятельный исследователь жизни, ведущий свой поиск истины.
3. Одной из важнейших функций культуры является функция трансляция (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, формулах науки, своеобразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и традициях.
Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это феномен манкуртизма, описанный Ч. Айтматовым в романе "И дольше века длится день". В нем показано, как в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания извлекается память. И он забывает о своих корнях, своем прошлом и превращается в манкурта - покорного раба своих хозяев. Культура не дает забыть о своих корнях и своем прошлом. Можно сказать, что культура - это историческая память человечества. Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством. По отношению к культуре должен действовать принцип: сохранить все и передать последующим поколениям. Но именно сохранить, а не утратить и не уничтожить. А каждое поколение будет отбирать, из этой сокровищницы то, что ему необходимо, что созвучно потребностям современной эпохи.
4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать, хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.
Большую известность приобрела общая теория коммуникаций канадского социолога и культуролога Г. Маклюэна. По его мнению, развитие средств коммуникации определяет общий характер культуры и смену исторических эпох. Маклюэн выделяет три типа коммуникаций и соответственно три исторических типа культуры:
1) культура устной традиции;
2) культура письменной и печатной традиции;
3) электронный тип культуры.
В эпоху племенных культур общение человека было ограничено рамками устной речи. С возникновением письменности сначала рукописные, а затем печатные книги становятся главными средствами общения между людьми. В XX веке наступила эра электронной информации. Сейчас, по выражению Маклюэна, мы живем в "глобальной деревне". Новые средства массовой информации и электронно-вычислительные машины упраздняют на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки, снимают понятия "центр" и "периферия".
Существует и другая классификация типов коммуникативности, в соответствии с которой выделяются:
1. Традиционный тип коммуникации. Он распространен в локальной, сельской среде. Здесь все хорошо знают друг друга. Роль каждого человека в общении определена его возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение отличается постоянством, стабильностью.
2. Функционально-ролевой тип коммуникации. Он развивается в городской среде в условиях значительной дифференциации типов деятельности и образа жизни, является безличным и специализированным. Правила коммуникации соответствуют профессиональной деятельности и статусу человека в социальной системе. Устные, а еще более письменные контакты, часто формализованы.
3. Массовая коммуникация. Она образуется в рамках современного массового общества и означает распространение информации одновременно среди большого числа людей, независимо от социального статуса и места жительства. Такая коммуникация возможна лишь на основе новейших технологических средств, обеспечивающих высокую скорость и массовость поиска, обработки и распространения информации.
5. Интегративная функция культуры состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа, как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.
Многие философы обращали внимание на важность интегративной функции культуры. Например, немецкий просветитель И. Г. Гердер (1744 - 1803) рассматривал культуру как способ взаимосвязи отдельного человека и общества, как средство сплочения людей в единый социальный организм. Аналогичные идеи высказывал П. А. Сорокин (1889 - 1968). Он считал, что культура связывает личность и общество. Английский философ А. Н. Уайтхед (1861 - 1947) исследовал вопрос о роли культурных символов в социальной интеграции. По его мнению, культурные символы помогают людям объединяться в социальные и этнические группы. К таким интегрирующим культурным символам Уайтхед относил национальный флаг и герб. Он обратил серьезное внимание на энергетику символа. Символы могут оказывать на людей чрезвычайно сильное, порой магическое воздействие и даже способствовать культивированию фанатизма. В этой связи можно указать, например, на ту объединительную роль, которую играет в христианском мире крест как символ страданий Христа или свастика в системе фашистской идеологии.
Идеи Уайтхеда получают дальнейшее развитие в теории символического интеракционизме (взаимодействия). Сторонники этой теории обращают внимание на то, что символикой пронизаны все формы общественной деятельности, хотя и в разной степени. Так, религия и политика в большей мере подвержены символизации, чем экономика. Молитвы, кресты, ритуалы - в одной сфере, флаги, лозунги и митинги - в другой. Это примеры проявления символического взаимодействия. Человек соотносит себя с большим или малым коллективом через подключение знаковых средств.
6. Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.