Смекни!
smekni.com

Фэнтези и субкультура толкинизма (стр. 2 из 2)

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, клубы можно рассматривать как образец устройства общества с его самобытной культурой, языком, материальными и духовными ценностями.

Периферийной основой «толкинизма» является ряд литературных произведений. «Толкинистская» литература представлена не только произведениями Дж.Р.Р. Толкина, но и произведениями, написанными на основе толкиновстских («апокрифы»). «Апокрифы» - это термин, под которым традиционно понимаются «произведения иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включённые в канонический текст Библии и отвергаемые церковью как не достоверное» (см. №11). Но «толкинисты» понимают под «апокрифами» произведения, написанные по творчеству Толкина, с той же системой персонажей, на ту же тему, на тот же сюжет, но расходящиеся с видением Толкина. Одни из самых известных «апокрифов» - это сатирическое произведение Алексея Свиридова, писавшего под псевдонимом С.О. Рокдевятый, «Звирьмариллион», и произведения Натальи Васильевой (псевдоним – Ниэнах) – «Чёрная книга Арды» - взгляд на мир Толкина со стороны тёмных сил. Существование «апокрифов» показательно само по себе. Следуя логике «толкинистов», тексты книг Дж.Р.Р. Толкина претендуют на роль священных книг, и наличие «апокрифов» - подтверждение этому.

Помимо «апокрифов», на основе произведений Толкина существует большое количество анекдотов и пародий. Например, сборник анекдотов, составленный Борисом Немировским – «Красная книга западных приколов». Все эти тексты созданы, востребованы и понятны, прежде всего, избранным, то есть «толкинистам», что так же свидетельствует о существовании «толкинистской» субкультуры.

В сети Интернет существует большое количество «толкинистских» сайтов и вэб-страниц. Эти сайты содержат информацию различного рода. Например, биографические сведения о Дж.Р.Р. Толкине, информацию об играх, которые будут проводится в ближайшем сезоне, и оценку игр уже проводившихся, критические статьи, отзывы об экранизации «Властелина колец, «толкинистский» юмор, новости о разных мероприятиях, организуемых клубами каких-либо городов России, а также ссылки на личные интернет-страницы некоторых «толкинистов», где можно ознакомится с их рисунками и литературным творчеством. Существуют страницы, содержащие сведения об истории и географии Арды (земли, на которой разворачивается действие произведений Толкина), а также сведения о народах, языках и наречиях Арды. Примером «толкинистского» интернет-сайта может быть «Арда на Куличках» (№ 9 ).

«Истинный толкинизм», на мой взгляд, претендует на роль элитарной субкультуры.

Элитарная культура наделена рядом особых черт, признаков. К ним относятся: принадлежность узкому кругу людей, принципиальная закрытость, замкнутость, ценностно-смысловая самодостаточность (см. №11).

Все вышеперечисленные компоненты «толкинизма» вполне соответствуют этим чертам.

В силу своей специфичности «толкинизм» не может быть понятен неувлекающимся «цивильным», как говорят «толкинисты», людям. А такие требования, как знание и понимание текстов Дж.Р.Р. Толкина, владение языками, принятые формы общения и поведения, умение владеть средневековым оружием – все эти составляющие носят ярко выраженный элитарный характер.

III. «Массовый толкинизм»

«Толкинизм» активно эксплуатируется массовой культурой.

Массовая культура обладает рядом характерных черт: она рассчитана на широкие круги общества; не требует специального уровня подготовки, а, следовательно, общедоступна и общепонятна (см. №11, №8).

Я выделяю отдельно массовый «толкинизм», потому что эксплуатация произведений Дж.Р.Р. Толкина массовой культурой не имеет ничего общего с «закрытой» для широких слоёв общества субкультуры «истинного толкинизма». Составляющими «массового толкинизма» являются экранизация «Властелина колец», мультфильм «Властелин колец» и компьютерные игры.

В экранизированном «Властелине колец» существует большое количество неточностей и расхождений с первоисточником, то есть трилогией Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец». Безусловно, зрелищность и красочность фильма рассчитаны на привлечение внимания широких слоёв общества, но, не смотря на это, экранизация во многом уступает книге как в точности, так и в производимом на людей впечатлении. После выхода на экраны первой части фильма среди «толкинистов» поднялась волна недовольства и возмущения (отзывы на «толкинистских» сайтах). То же самое произошло и после выхода второй и третей части. Зазвучали многочисленные заявления «толкинистов» о том, что экранизация «Властелина колец» вообще не была нужна, а если и нужна, то не такая (№ 9). Проявлением массовости стал выход на экраны «гоблинского» перевода «Властелина колец», то есть пародии на оригинальный перевод. Это вызвало среди «истинных толкинистов» ещё большее недоумение и недовольство. Появление же в продаже компьютерной игры «Властелин колец» «истинными толкинистами» было проигнорировано. На мой взгляд, отрицание компьютерной игры имеет для «толкинистов» принципиальное значение. Во-первых, «толкинисты» не желают подменять реальные игры проводимые клубами, играми виртуальными. Компьютерная игра подразумевает замену реальных персонажей – участников, персонажами «не живыми». Таким образом, происходит «массовизация» толкинизма, от участника компьютерной игры не требуется специальная подготовка и особые знания. Во-вторых, компьютерная игра не предполагает общения «толкинистов» друг с другом. «Живое» общение заменяется виртуальным, допускается участие всего одного человека, «общающегося» с компьютером.

О мультфильме следует сказать, что, из-за многочисленных расхождений и искажений текста первоисточника, он был оценен «толкинистами» крайне негативно.

Таким образом, попытка сделать элитарную «толкинистскую» субкультуру массовой, на мой взгляд, не удалась, хотя существование «массового толкинизма» - свершившийся факт.


Заключение

Таким образом, подводя итоги моего исследования, можно сформулировать следующие выводы.

На основе «фэнтези» в современной культуре сформировался особый тип субкультуры – «толкинизм». Компонентами «толкинизма» как субкультуры являются:

- романы Дж. Р. Р. Толкина;

- клубы ролевых игр;

- искусственно созданные языки;

- рисунки;

- «апокрифы»;

- интернет-сайты.

Все эти компоненты взаимосвязаны и образуют целостную систему, в которой выделяются ядро и периферия.

В современной культуре «толкинизм» трансформировался и разделился на два направления: «истинный толкинизм», который лежит в основе субкультуры и претендует на элитарность, то есть требует знания и понимания текстов Дж. Р.Р. Толкина, владения языками, умения владеть средневековым оружием, и «массовый толкинизм», подразумевающий эксплуатацию массовой культурой некоторых компонентов «истинного толкинизма» (экранизация «Властелина колец», создание компьютерной игры).

Предпринятое мной изучение «фэнтези» как основы формирования особого типа субкультуры («толкинизма») не претендует на исчерпанность и имеет дальнейшие перспективы научного исследования. Оно позволяет рассмотреть ряд важнейших проблем: проблем формирования и функционирования субкультур, а так же проблемы взаимодействия элитарной и массовой культур.


Источники

2. Толкин Дж.Р.Р. «Властелин колец». СПб, 1995

3. Толкин Дж.Р.Р. «Сильмариллион». СПб, 2002

4. А. Свиридов «Звирьмариллион».СПб, 2002

5. Н. Васильева «Черная книга Арды».

Библиография

5. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и системы ценностей.// А.И. Кравченко. Культурология. Хрестоматия. М., 2000. С. 265 - 275

6. Апенко Е. «Мир Толкина»//http://www-koi.kulichki.com

7. Быков Дмитрий – Столица (Москва) 17.10.1994. «Деревянные латы».

8. Злотникова Т.С. «Человек. Хронотоп. Культура.» Ярославль, 2003

9. Интернет-сайт http://www-koi.kulichki.com

10. Клайв С.Льюис. «Развенчание власти». Пер. Д. Афиногенов.// Толкин Дж.Р.Р. «Сильмариллион». СПб, 2002. С. 543 – 548

11. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб., 1999

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999

13. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции.// А.И. Кравченко. Культурология. Хрестоматия. М., 2000. С. 242 – 249

14. «Что такое жанр фэнтези»// http:// exo.hogwarts.ru

15. Шурмиль Э.А. «Проблема духовной культуры в творчестве Джона Рональда Руэла Толкина». Опубликовано в СБ: Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994

16. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998 C. 355-358