Смекни!
smekni.com

Характерные черты древних форм культуры (стр. 2 из 3)

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит сама жизнь первобытного человека. Охотник до малейших точностей изучил повадки дикого животного, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.

Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в самой древней пещерной живописи и так безлики в полном смысле слова палеолитической скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых предаются самые разнообразные понятые ими человеческие чувства.

Палеолитическое искусство доставляло людям удовлетворение соответствием изображений природе, четкостью и симметричным расположением линий, силой цветовой гаммы. Нередко орнаментом покрывали самые простые бытовые вещи и придавали им скульптурные формы.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Танцы, в большинстве своём подражательные, представляли собой воспроизведение ритма трудовой деятельности – имитацию сцен собирательства, охоты, рыболовства и т.д. Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед походом.

Танец зародился в мадленскую эпоху и был непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой явился речитатив, а мелодия возникла позже.

Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева, натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые (из полого дерева и трубчатой кости). Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Очень рано у первобытных людей начал развиваться и фольклор. Раньше всего появились легенды о прошлом, мифы, позднее – сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Неотъемлемой частью культуры является религия. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – вера древнейшего человека в наличие души и способность её отделяться от тела.

Магия (от греч. megeia – волшебство) – представляет собой ряд символических условий, ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – разновидность магии, поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Тотемизм (от сев. – индийского ототем – его род) – вера в кровнородственные связи между родом и определённым растением или животным.

3. Материальная культура первобытных людей

Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.

Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.

Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).

Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.

На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.

Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень. Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.

Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.

Очень многое для представления о жизни человека в те далекие времена дают поселения, открытые археологами.

Конечно, в горных местностях с развитым карстом люди продолжали использовать под жилища пещеры. Но и там пещер было меньше, чем людей. Так что люди селились и на открытой местности.

Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек.

Большие землянки отапливались сразу несколькими очагами. Топливом служили дрова и кости животных. В крыше оставлялось отверстие для циркуляции воздуха и вывода дыма. Если стенки землянки были глубокими, их укрепляли жердями. Жердями же укреплялся и потолок. По мере увеличения рода к жилищу делались пристройки или рядом ставились небольшие землянки. Строились и наземные жилища.

Все пристройки к большому жилищу или отдельно стоящие землянки занимались людьми. Некоторые использовались для хранения запасов пищи – сушеного, вяленого, мороженого мяса, жира и сала в летках из шкур животных.

Судя по обилию в каменном инвентаре верхнепалеолитических стоянок шильцев и иголок, в том числе и иголок с ушками, люди к тому времени изобрели шитьё. Иголки изготавливали из кости, в качестве ниток использовали специально обработанные сухожилия или растительные волокна.

Шитьё, конечно, было грубым, но одежда из выделанных шкур животных защищала людей от сурового климата.

Найдена единственная статуэтка женщины не обнаженной, а в костюме, сильно напоминающем меховой комбинезон с капюшоном. Трудно сказать, была ли вся одежда древних людей подобна описанному образу. Но, безусловно, похожа на него. В жилище же люди, судя по всему, предпочитали находиться обнаженными или полуобнаженными.

Есть предположения, что уже в те, очень древние времена, человек украсил тело татуировкой, а прическа (женская, по крайней мере) была пышной и сложной. И, конечно, широко распространены украшения – ожерелья, браслеты, подвески из клыков животных, красивых раковин и т.д.

Что употреблял в пищу первобытный человек? Во-первых, мяса животных самых разных видов – от мамонта до зайца. Также в рационе с изобретением лука появилось мясо птицы, а с развитием рыболовства – мяса рыбы. Были в «меню» древнего человека и моллюски.

Собирательство добавляло в рацион древнего человека съедобные плоды (ягоды, орехи, дикорастущие фрукты), злаки, коренья. Добывался и мёд диких пчел.

Утварь древнего человека была самой примитивной, и большей частью не сохранились. Данные этнографии племён, и сейчас ведущих первобытный образ жизни, позволяют предположить, что были и у людей верхнего палеолита простейшие приспособления для обжаривания пищи на огне, обработанные куски коры или дерева для выкладывания на них готовой пищи, сосуды из выделанных шкур для хране6ния продуктов и т.д.

Огонь научились не только использовать, но и добывать не в верхнем палеолите, а намного раньше. И, безусловно, овладение огнём стало важнейшим фактором выделения человека из животного мира и превращения его в человека разумного, таким же важным как труд, прямохождение, речь.

4. Особенности архаичной культуры

Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

Чем характеризовалась культура первобытных народов? Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Приспособление к жизни окружающей природы (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители- тотемы. Имя тотема рода часто вплеталось в титул египетских императоров, закреплялось в именах, в поздние времена в фамилиях людей разных национальностей. Капризы природы, смена времен года, стихийные бедствия - все это находило отражение в сознании первобытных и древних людей, награждавших силы природы душой, уподоблявших их богам, имевшим судьбы и характеры, подобные человеческим (мифология). Умственные возможности первых людей намного опережали их материальное положение, что и приводило к совершенствованию примитивных орудий труда, развитию технологий обработки камня, металла, и др.