Жизнь первобытного общества была основана на беспрекословном подчинении индивида коллективу, для чего существовало множество запретов (табу). Самым страшным наказанием было изгнание из рода.
Семья в современном понимании этого явления еще не сложилась. Главной задачей всех живущих было сохранение рода, как условие обеспечения жизни тотема, этому подчинялась мораль. Поэтому существовало множество форм брака: кросс-кузенные браки (брачующимися могли быть дети двоюродных сестер и братьев, но только по мужской линии); общие жены для нескольких мужчин. Дети одного возраста от разных родителей считались братьями. Поскольку установить отцовство в таких семьях было невозможно, то наследство передавалось по материнской линии.
Первобытные культуры оставили в наследие будущим поколениям: настенную и наскальную живопись (настенная живопись в Чатал-Хююке, пещеры Альтамира, Ляско, Капова пещера и др.); скульптурные изображения животных и человека; множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов; расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое другое.
Созданное в период предыстории вошло в культурную память народов поздних эпох, утратив многие первоначальные смысловые аспекты.
Переход от предыстории к истории происходит в процессе образования первых городов-государств, появления письменности, институтов власти, церкви, армии и начинается с 4-3 тыс. лет до н. э. Ранее всего образование государств проходило на землях, свободных от оледенения. Это были земли Африки, Юго-Западной, Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь складывается уже в это время основа традиционных культур, которые переживут многие века и тысячелетия и доживут до Новейшего времени, до наших дней.
Заключение
Подводя итоги, можно выделить следующие черты ранних форм культуры.
Основным материалом культуры являлся камень: кремень, обсидиан, диорит и др. Дерево и кость выполняли дополнительные функции.
На первом этапе становления общества важнейшую роль выполняла культура присвоения - в трёх её видах: охота, собирательство, скотоводство.
Если вначале культура характеризовалась примитивным синкретумом, для неё не было характерно выделение духовной деятельности в качестве самостоятельной области, то в культуре производства происходит деление культуры на два вида: материальную и духовную.
Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.
Духовная культура, получив относительно самостоятельную форму существования - ещё долго оставалась неспециализированной, синкретичной. В ней присутствовали рациональные и иррациональные компоненты, знания и вера, эмоции и разум.
В художественной культуре, в искусстве - изображения, статуэтки характеризуются примитивным подобием своим оригиналам, наивностью, реализмом.
Изображения следовали за жизнью. Их отличали динамизм, движение, в них подчёркивались ловкость, быстрота, сила.
Первобытного художника интересуют социально-значимые для общины образы - объекты охоты и воспроизводство жизни. Изображения служили не удовлетворению эстетических вкусов - их ещё не было, а консолидации общины. Так, рисунки на скалах создавались с целью сбора членов общины перед сезоном охоты, а после её окончания изображений не создавалось.
В изображениях отсутствовали привычные для нас пропорции - иногда изображался маленький зверь, но зато большой охотник. Не было и перспективы.
Переход к культуре производства привёл к изменениям в объекте поклонения, для вербальной культуры стала характерной мифология. В художественной культуре преобладающими стали абстрактные компоненты - рисунок сменяет орнамент, узор, знак развивается в символ.
Список используемой литературы
1. Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие для вузов. М., 2001.
2. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека.// 3. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
4. Шовен Реми. Поведение животных. М., 1972
5. Полищук В. И. Культурология. М., 1999.
6. Чудинов В.А. Предпосылки возникновения культуры // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12469, 30.09.2005