В 1602 г. основывается Астраханская епархия, долгое время распространявшая свою юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. Первый Астраханский епископ Феодосий имел титул "Астраханский и Терский" по имени двух главных городов епархии. С середины XVII в. Терки является главным центром православия на Северном Кавказе. В 1664 г. здесь было уже два храма и монастырь. По указу Петра I в 1723 г. в титул Астраханских преосвященных вносится наименование "Ставропольский". В 1745 г. в Кизляре создается осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской деятельности среди кавказских народов. В 1703 г. была организована Моздокско - Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена осетинская духовная комиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили - Токаова), который был посвящен в сан епископа. В 1799 г. эта епархия была упразднена по причине малочисленности церквей, как сказано в докладе Святейшего Синода. К этому времени Моздокская епархия состояла из 75 церквей и 73 молитвенных домов, в ее штате было 160 священников. С 1792 г. черноморские казаки переселяются Кубань. Их духовное окормление поручается епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 г.). В 1799 г. Кубань посетил новый епископ Феодосийский Христофор. А в 1824 г. состоялось открытие духовное училища в Ставрополе.
В 1829 г. была образована Донская епархия. Первый епископ Афанасий получил титул "Новочеркасского и Георгиевского". Все православные приходы Северного Кавказа стали входить в подчинение Донской епархии.
4 апреля 1842 г. учреждается новая епархия, именуемая Кавказской и Черноморской, кафедральным городом которой определяется Ставрополь. Первым епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.), отличавшийся глубокой богословской образованностью и подвижнической жизнью. Для развития богословского образования 20 июля 1846 г. была учреждена Ставропольская Духовная семинария.
За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремия стоял во главе Ставропольской епархии, она достигла большого развития, и все последующие дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторенному епископом Иеремией. С 1863 г. происходит изменение титула Кавказского епископа на "Кавказский и Екатеринодарский". К началу XX в. Кавказская епархия насчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии, 220 - в Кубанской области, 77 - в Терской области, 15 - в Черноморском округе.
В 1885 г. Кавказская епархия разделяется на Ставропольскую, Владикавказскую и Сухумскую епархии. Первым епископом Ставропольским и Екатеринодарским стал епископ Владимир (Петров, 1886-1889 гг.). В это время происходит бурный рост числа приходов, монастырей и духовных училищ епархии. Учитывая трудности в управлении обширной епархией, Святейший Синод в 1907 г. открыл Ейское викариатство, назначив туда епископа Иоанна (Левицкого). В 1911 г. открывается Александровское викариатство с назначением епископа Михаила (Космодемьянского).
В 1919 г. уже во время гражданской войны в г. Ставрополе проходит церковный собор, одним из решений которого было образование Екатеринодарской епархии. В период революционных потрясений и в годы советской власти Православная Церковь на Северном Кавказе находится в тяжелом положении. Из 500 действовавших на Кубани храмов сохранилось около 40, остальные православные общины ютились в зданиях малопригодных для богослужебных целей. В 80-е гг. XX столетия число православных приходов Кубани не превышало восьмидесяти. С середины 80-х годов начинается постепенное, но уверенное возрождение православной жизни на Северном Кавказе. За период с 1985 г. по 1994 г. число приходов Краснодарской епархии увеличилось почти втрое. Для контроля за деятельностью приходов создаются новые благочиния. 28 марта 1991 г. создается Майкопское благочиние с центром в г. Майкопе. А в 1992 г. Адыгейская Автономная область была преобразована в Республику Адыгея. Майкоп получает статус республиканской столицы. По представлению архиепископа Краснодарского и Кубанского Исидора Священный Синод 26 февраля 1994 г. образовал новую Майкопско - Армавирскую епархию с центром в г. Майкопе. В состав новообразованной епархии вошли Республика Адыгея и 13 районов Краснодарского края. Управляющим Майкопско - Армавирской епархии был назначен архиепископ Александр (Тимофеев, 1994-1995 гг.) с титулом "Майкопский и Армавирский". В новую епархию вошло 72 прихода. С июля 1995 г. Преосвященным Майкопским и Армавирским назначен епископ Филарет (Карагодин, 1995-2000 гг.). В 1996 г. состоялось важное событие в жизни епархии - Адыгею посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II . За время существования Майкопско - Армавирской епархии число приходов неуклонно росло. На декабрь 1998 г. Майкопско - Армавирская епархия насчитывала 111 приходов, которые были разделены на 7 благочиний.
Решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 2000 г. Майкопско - Армавирская епархия была преобразована в Майкопскую и Адыгейскую. Преосвященному новой епархии было определено носить титул "Майкопский и Адыгейский". Управляющим новой епархии был назначен Его Преосвященство Преосвященнейший Пантелеимон.
Его Преосвященство епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон (в миру Николай Васильевич Кутовой) родился 14 января 1955 г. в белорусском городе Могилеве, в глубоко верующей семье. В 1960 г. семья переезжает на постоянное место жительство в Новороссийск. Жизненный путь Владыки Пантелеимона во многом определило посещение Свято-Успенского храма г. Новороссийска, где он обретал первые уроки христианского благочестия.
Духовное образование Владыка Пантелеимон получил в Санкт–Петербургской семинарии и академии. После окончания академии он начал служение в Смоленской епархии. В светлую пасхальную ночь 1986 г. выпускник академии Николай Кутовой был рукоположен в сан священника Русской Православной Церкви. В скором времени он был назначен в г. Вязьму благочинным и настоятелем Свято-Троицкого собора, имеющего древнюю историю. С 1990 по 1991 г. Владыка Пантелеимон был настоятелем храма Всех скорбящих радость в г. Десногорске Смоленской области. Этот православный храм был открыт по благословению митрополита Кирилла на территории атомной электростанции. Это были первые шаги РПЦ по открытию храмов на подобных объектах. В 1991 г. Владыка Пантелеимон был назначен настоятелем Свято - Никольского храма в г. Калининграде. В мае 1993 г. в г. Смоленске он был рукоположен в сан епископа Балтийского. С 1993 г. по 2000 г. он находился в Калининградской области как викарий Смоленской епархии с титулом епископ "Балтийский". Совместно с другими православными пастырями Владыка Пантелеимон открывал храмы, просвещал народ, обустраивал церковные школы, работал с педагогами и военнослужащими, встречался с иностранными делегациями. В январе 2001 г. за труды по укреплению мира, дружбы и добрососедства между народами Владыка Пантелеимон Президентом России был удостоен высокой награды-Ордена "Дружбы", который был вручен главой администрации Калининградской области адмиралом Егоровым.
В настоящий момент в состав Майкопско - Адыгейской епархии, расположенной на территории Республики Адыгея, входят 38 приходов и 1 монастырь. В приходах епархии служат 40 священников и 2 дьякона.
3. Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь
На территории Майкопско - Адыгейской епархии расположен единственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло - Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь. История святой обители началась в XIX в. После окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны, в Закубанском крае стала налаживаться мирная жизнь. Казаки строили дома, возводили дороги и мосты, возделывали землю, растили детей, служили своему Отечеству. Находясь вдали от мест своей исторической Родины, казаки всей душой тянулись к православным святыням. В некоторых станицах были построены маленькие храмы, куда приходили станичники. Еще в 1874 г. Государь Император Александр Николаевич и бывший архипастырь Ставропольской епархии Преосвященный Герман подняли вопрос об учреждении в отдаленном углу епархии монастыря. В том же 1874 г. казаки станиц Майкопского уезда (Кубанской области) Даховской, Абадзехской, Царской (ст. Новосвободная), Севастопольской, пос. Каменномостского возбудили перед Кавказским наместником ходатайство об отводе земель в собственность православного монастыря, который казаки собирались устроить среди своих селений на горе Физиабго и долине реки Фарс. Преосвященный Герман направил в Майкопский уезд иеромонаха Рувима, схимонаха Виталия и послушника Илью, благословив их на обследование местности для основания православной обители. Осенью того же года схимонах Виталий отправился в паломничество на Святую гору Афон. Здесь схимонах встретился с отцом Мартирием, поведав ему историю об основании монастыря в Кавказских горах. Иеромонах Мартирий пожелал все свои духовные, физические силы и материальные средства направить на основание обители. В 1877 г. иеромонах Мартирий приехал на Кавказ. Он познакомился с проблемами казачества и обратился к Преосвященному Герману с прошением благословения доверить ему святое дело. Отец Мартирий обещал приложить все усилия для создания монастыря и пригласить братию со Святой горы Афон. В сопровождении делегации от казачества отец Мартирий отправился в город Тифлис, где они обратились к Его Высочеству Великому князю Михаилу Николаевичу, бывшему наместнику Кавказскому, с просьбой передать в собственность православного монастыря триста десятин земли.