Смекни!
smekni.com

Храмы Кубани (стр. 1 из 6)

Содержание

1. Введение

2. История христианства на Кубани

3. Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь

4. История храма св. вмч. Георгия (г. Краснодар)

5. Перечень храмов и церквей г. Краснодара

6. Заключение

7. Список используемых источников


1. Введение

История России неотделима от христианства.

Россия прошла с православием более чем 1000-летний путь. Защитником "Веры и Отечества" изначально называло себя казачество, и поэтому рядом с войсковым атаманом всегда был и войсковой священник.

Возрождение духовных традиций русского народа сегодня связывают, прежде всего, с возрождением православной культуры. Уникально храмовое зодчество и история Екатеринодарских храмов: Свято-Троицкого и Екатерининского соборов, церквей Свято-Ильинской и святого великомученика и Победоносца Георгия, с первыми каменными постройками города, церковью во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и богодельней, часовней и закладным камнем на месте уничтоженного Белого войскового собора Александра Невского, Поклонного Креста с именами Кирилла и Мефодия.

Многие монастыри были разрушены и разграблены в двадцатые годы прошлого века. В 1995 году по благословлению Его святейшества Патриарха Московского и всея Руси на территории Краснодарской Епархии в станице Роговской Тимашевского района был учреждён скит (малый монастырь) в память о первоклассном монастыре, располагавшемся на земле Черноморского казачьего войска.

Но некоторые храмы сохранились и до наших дней, как, например, храм Святого Онуфрия в г. Анапа.

С 1802 по 1879 год просуществовала преогромная деревянная Воскресенская церковь, а в 1872 г. в Екатеринодаре было закончено строительство белокаменного Александро-Невского собора. Туда была перенесена богатая церковная утварь и регалии. С этого времени духовным центром Кубанского казачьего войска и местом проведения самых торжественных церемоний становится Александро-Невский Собор работы местных архитекторов, братьев Черников. Но он был разрушен в 30-е гг. XX века.

В январе текущего года Городская дума Краснодара утвердила муниципальную целевую программу на 2005 - 2007 годы "Восстановление и реставрация православных храмов", в соответствии с которой в течение трех лет будут осуществляться работы по ремонту храмов в Краснодаре.

По предложению митрополита Исидора, в список объектов, требующих реконструкции в текущем году включены: Свято-Вознесенский храм в пос. Пашковском, храм Рождества Богородицы в станице Старокорсунской и Свято-Никольский храм в поселке Гидростроителей.

Совместно с комитетом гордумы по вопросам местного самоуправления, казачества, ветеранского движения, делам военнослужащих, миграции, межнациональным и религиозным отношениям принято решение о включении в список храма великомученика Иоанна-воина. Также будут направлены средства на восстановление войскового собора благоверного князя Александра Невского.


2. История христианства на Кубани

Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви расположена в центральной части Северного Кавказа, который с древних времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.

По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40 г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно церковного предания, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. В начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.

Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великих цивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высоком уровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, на территории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской веры нашло среди древних адыгских племен благодатную почву.

В первые века н. э. адыгские племена имели тесные торговые связи с Боспором, Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ проходила трасса "Великого шелкового пути". В эпоху императора Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на Северном Кавказе еще более усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией Римской империи. Именно к этому времени относится начало обращения адыгов в христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Воспоминания о Юстиниане надолго сохранились в адыгском фольклоре: "Греческий император Юстиниан, - говорит адыгский просветитель Ш. Ногмов, - по сказанию старцев - Юстин или Юстук, был союзником адыгского народа и даже называл себя адыгейским витязем. С помощью предков адыгов он одолел врагов империи. После того Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыги приняли его без сопротивления, что и послужило сближению двух этих народов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов люди клялись юстиниановым столом или троном".

Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северо-Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои епископские кафедры.

В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители братья Кирилл и Мефодий. В это время Таматарху был вполне византийским городом, имевшим свою епископскую кафедру. Силуэт города определял кафедральный собор, окруженный церквями и монастырями. Побывали Кирилл и Мефодий и на земле адыгов.

Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново-Михайловской. До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископ Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.

Христианские священники – шогени ("шеуджен") и епископы ("шехник"), упоминаемые во многих адыгских сказаниях, принимали меры к распространению христианства греческого обряда. Предание сохранило даже название места, где жил первый епископ, пришедший из Греции. Оно находится недалеко от Нальчика и называется "Лесистый курган". До нас дошли строки, прославлявшие священника, обитавшего на "Лесистом кургане":

Шехник наш защитник и воспитатель,

Шехник наш свет.

Он парит в воздухе, как земная птица,

Поднимается под облака

И видит творящих беззаконие.

Ребро его - не простая кость,

Но кость слоновая.

Воспитатель рассуждал о законе Божием…

И ангелы беседовали с мудрым старцем,

И благородный золотой крест сияет на его груди.

В те времена, как говорят сами черкесы, народ отличался набожностью, твердой верой, и никто не клялся именем творца, считая это грехом. По свидетельствам писателей, лиц, посетивших земли адыгов, они называли себя христианами, крестили детей по достижению ими 18 лет. По тогдашнему обычаю в церковь ходили лишь 60-летние старцы. Остальные же молодые и пожилые люди становились у входа. Это было связано с тем, что черкесы жили грабежом и считали недопустимым входить в храм, пока не оставят грабеж.

Ш. Ногмов так оценивает значение обращения адыгов в христианство: "Под влиянием союза с Юстинианом, черкесское духовенство, проникшее в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. Христианская вера процветала на Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством, заменявшим убывших епископов и священников новыми. От них произошли многие дворянские роды".

Итак, согласно письменным и археологическим источником уже с IV в. после легализации христианства в Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно проникать в среду горных народов Северного Кавказа.

Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, в духовном отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархия), Зихополисе и Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора встречается имя Зихийского епископа Дамиана. Большое влияние на процесс христианизации Северного Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия, которой удалось в церковном отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Собор подчинил Грузинскому Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставе императора Льва Мудрого (849-911 гг.) говорится о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий и упоминается Аланская митрополия.

Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяется влиянием Русской Православной Церкви, просветительская деятельность которой началась сразу после крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченского пролива объединились в союз, именуемый Таматархией (Тмутараканью), с центром на Таманском полуострове. К концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионе русским. Князь Мстислав в 1022 г. сооружает здесь храм во имя Пресвятой Богородицы, в память о победе над косожским князем. Вместе с основанием Тмутараканского русского княжества на Северном Кавказе возникла первая русская епархия, просуществовавшая около ста лет. Сюда в 1008 г. назначается первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен Киево-Печерской обители, в Тмутаракани основывает монастырь, в котором провел 10 лет своей жизни. Среди кавказских народов христианство было более всего распространено у аланов. Аланская митрополия занимала 61 место в составе Константинопольского Патриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что Максим Исповедник находился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней Хумар. Приход в XIII в. монголов потряс аланскую державу и привел к упразднению Аланской митрополии. В то же время на Северном Кавказе возрастает роль Зихийско - Матрахской епархии, возведенной в ранг митрополии. В XIII в. на Северном Кавказе появляются генуэзцы, исповедавшие католичество. В 1346 г. здесь организуется Зихийская католическая епархия и назначается епископ - францисканец Иоанн. Однако успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря об этом периоде, Шильтбергер писал: "Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру". Еще в 1396 г. митрополит Зихийско - Матрахский Иосиф имел свою резиденцию в Матрахе (Тамани). С приходом на Кавказ турков в XV в. среди кавказских народов огнем и мечом насаждается мусульманство. С укреплением русского государства в Москву неоднократно являются послы адыгов с просьбой о помощи. Они высказывают желание восстановить в своем народе христианство, но трагические события смутного времени в Российском государстве помешали оказать помощь горским народам.