Смекни!
smekni.com

Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками (стр. 2 из 7)

Этот неизбежный процесс усложнения духовно-художественной жизни общества, особенно на современных этапах развития, требует не только разных подходов к изучению одних и тех же явлений, к изучению разных сторон одного явления. Он требует также обобщения всего того, что сделано в разных областях художественной практики, в науках, изучающих художественные процессы. Генерализация многих форм художественной деятельности и деятельности, связанной с ней необходима и по другим причинам. В частности, обществу важно выяснить, сколь многообразна художественная сфера, насколько распространены отдельные ее формы и в каком они находятся состоянии; степень их изученности; каков социальный эффект тех или иных форм; каковы тенденции их развития [16].

Современный уровень знания позволяет рассматривать художественную культуру с позиций структурного анализа. Однако полнота и разносторонность исследования в этом случае возможны только при условии комплексности подхода. Комплексность в данном случае предполагает не только изучение разных сторон и граней художественной культуры, ее закономерностей, функций в обществе, но, что особенно важно, привлечение к исследованию различных областей знания: искусствоведения, эстетики, этнографии, психологии, педагогики и др. Исследование всей совокупности фактов поможет составить представление о подходе к изучению художественной жизни общества с позиций культурологии. Этот подход предполагает полноту и всесторонность исследования сложных взаимосвязей различных художественно-социальных явлений [22].

Художественная культура — явление широкое. Она может быть рассмотрена как процесс освоения того бесконечного богатства, которое создано в обществе, оставлено в наследство прошлыми поколениями (традиции, преемственность, культурные и художественные памятники, их описание и изучение, влияние традиций на современность, уровни и способы освоения и др.). Художественная культура может быть представлена и как социальный институт, создающий художественные ценности (деятельность профессиональных и самодеятельных художников, особенности народного творчества, функционирование художественных центров и т.п.), как специфическая область распространения (система художественного образования, средства массовой информации, театры, кино, музеи и т.п., количественные и качественные изменения их деятельности за определенные периоды времени, широта и глубина проникновения в социальную среду, ответная реакция среды, то есть, социодинамика культурных процессов и т.д.) [23].

Таким образом, художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Определив понятие и структуру художественной культуры, в следующей главе остановимся на вопросах развития личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки.


1.2 Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки

Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.

Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей [12].

Понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства. Художественная деятельность вообще и искусство как ее специализированное выражение возможны потому, что существуют эстетические отношения и эстетические ценности. Эстетическое отношение всегда присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в художественном восприятии.

Важное место по формированию у детей художественного вкуса и способностей эстетическому восприятию окружающего мира отводит библиотека, создавая целостную картину (образ) мира через восприятие искусства, отражающего постоянно меняющийся мир и человека в нем. В детской библиотеке создается эстетическая, нравственная, информационная среда, которая формирует интересы детей, ценностные ориентации, развивает творческие способности детей.

Младший школьный возраст – время, когда ребенок непосредственно, эмоционально воспринимает окружающий мир, благодаря живописи и эмоциональности восприятия. С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура – достояние каждого человека, и освоение ее – обязательный компонент формирования личности [11].

Именно в это время закладываются основы духовности личности. В этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. В связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, является одним из ведущих средств развития личности в библиотеке.

В.А. Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. «Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Рисование – одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение». Он был твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира [20, с.42].

Художник, создавая произведения искусства, художественные ценности, воспроизводит эстетические ценности и творит новые, тем самым порождая красоту в форме выражения художественной мысли, органично воплощающей художественное содержание. Поэтому занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших средств воспитания культуры вообще и эстетической культуры в частности, поскольку в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и вместе с тем чувственно привлекательным и желаемым, конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо [16].

Искусство по своей природе вызывает эстетическое чувство – удивления и восхищения его, искусства, способностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сделано в художественном произведении. Искусство дает возможность испытать разные по характеру и направленности душевные состояния [9]. Эстетическое наслаждение – это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством, созданным художником, потрясении открывшимся невиданным ранее миром [15].

Приобщение к искусству в контексте библиотеки формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознания его особенностей, своеобразия каждого его вида.

Детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка. Для этого в библиотеке проводятся различные мероприятия, организуются творческие встречи, оформляются выставки. При составлении сценария библиотекари стараются максимально использовать книгу, иллюстрацию, портрет, мультфильмы, диафильмы, музыкальные фонограммы, грим, элементы костюмов, маски литературных героев.

Используя в комплексе и интегрируя один вид искусства в другой, библиотекарь формирует литературный, музыкальный, эстетический вкус, развивает многогранно личность ребенка, воспитывая с детства настоящего ценителя литературы, музыки, театра. Этому способствуют выставки: «Ура! Карнавал!!! (карнавальные маски), «Парад алле» (арена цирка в работах детей), «Русская изба» (избы сделаны из разных материалов), «Я – художник-иллюстратор» (рисунки детей по литературным произведениям), «Искусство в нашем городе. Фонари. Ажурные ограды» (макеты ажурных оград и фонарей города), «Вселенная в четырех стенах» (выставка-панно), «Маска, маска…» (театральные маски). Информация о театре, музыке, живописи способствует формированию художественного вкуса детей.

Каждый из видов искусства обладает своим художественно-образным языком, спецификой воссоздания действительности, которая в свою очередь определяется особенностями тех или иных жизненных явлений и обстоятельств. Не все стороны жизни подвластны изображению в каком-то одном виде искусства. То, что подвластно музыке, не может выразить скульптура, то, что изображает литература, не может быть выражено средствами живописи. Иными словами, для воспроизведения той или грани действительности в искусстве достаточно средств художественной выразительности того или иного вида искусства, но для создания в нашем восприятии целостного образа мира или обобщенного образа эпохи недостаточно какой-либо одной формы их отражения. Для этого необходим синтез различных видов искусства. Синтез в данном случае надо понимать как неделимый сплав, как многообразие в единстве представлений, как само искусство, которое является единой формой отражения действительности, но делится внутри себя на виды [12].