Смекни!
smekni.com

Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками (стр. 1 из 7)

Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками

Содержание

Введение

1 Художественная культура в работе библиотек

1.1 Понятие и структура художественной культуры

1.2 Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки

2 Психолого-педагогические особенности младших школьников

2.1 Особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры

2.2 Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Художественная культура тесно связана не только с эстетической, но и с другими сторонами и сферами культуры. Она, как и вообще культура, реализуется не абстрактно, а в конкретных условиях, в разной мере, на разных читателей, слушателей, зрителей. Следовательно, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность достаточно хаотична, но со временем обретает определенные формы. Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры. Библиотеки собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточением накопленной человечеством информации. Именно поэтому библиотеки – насущнейший фактор культуры, а их состояние – символ состояния нации.

Мир современной художественной культуры – место, с которым взаимодействует детская библиотека, - чрезвычайно сложен и многообразен. Библиотечная работа строится на организации познавательного чтения через индивидуальные и массовые формы работы, в результате происходит формирование духовной культуры, развитие интеллекта, творческих способностей личности.

Цель: изучение и обобщение материалов по формированиюхудожественной культуры у детей младшего школьного возраста;

Задачи:

1. Рассмотреть понятие и структуру художественной культуры;

2. Рассмотреть развитие личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки;

3. Рассмотреть особенности интереса и потребностей младших школьников в понимании художественной культуры;

4. Рассмотреть библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры;

5. Рассмотреть формы обслуживания детей в библиотеке № 4 МУК ЦБС г. Кунгура.

Объект: вопросы формирования художественной культуры у детей библиотечно-библиографическими средствами.

Предмет: вопросы формирования художественной культуры у детей младшего школьного возраста в детской библиотеке.

Методы – обобщение и анализ литературы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы. Во введении обозначены цель, задачи, предмет и объект работы. Первая глава рассматривает понятие и структуру художественной культуры и развитие личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки, вторая глава анализирует особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры, и библиотечные формы обслуживания читателей – детей в этой области. В заключении подведены итоги работы и предложены выводы по формированию художественной культуры у детей младшего школьного возраста в библиотеке.

1 Художественная культура в работе библиотек

1.1 Понятие и структура художественной культуры

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» [8, с.70].

В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов.

Дорогова Л.Н. под художественной культурой понимает «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [4, с.28].

А.Я. Флиер раскрывает понятие «художественная культура» как одну из «специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально – чувственного отображения бытия в художественных образах», а также различных аспектов обеспечения этой деятельности [30, с.339].

М.С. Каган в своем издании «Философия культуры» рассматривает данную проблему через призму четырех видов человеческой деятельности – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге. Их органическое слияние образует пятый вид – художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Именно эта интегративная способность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности [9, с.115].

Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную культуру три элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначенного искусства.

Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры [16].

Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность. Художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей.

Некоторое время назад считалось, что изучением художественных процессов, составляющих содержание художественной культуры, традиционно занимаются эстетика и искусствознание. В философском и научном обиходе само понятие «художественная культура» стало появляться все чаще только с начала 1970-х годов. В это же время проблемы художественно-культурной деятельности стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах Арнольдова А.И., Лукина Ю.А., Кагана М.С. и других художественно-культурные процессы получили свое первое обоснование. Однако в этих работах художественная культура еще не выводилась за рамки искусства и эстетики [6].

Как эстетический, так и искусствоведческий аспекты имеют свою специфику. Эти области научного знания, развиваясь практически из одного корня, к настоящему времени выросли в самостоятельные области науки, каждая из которых имеет свой понятийный аппарат и специфический способ мышления. Как в той, так и в другой науке сложились исследовательские традиции.

Эстетика как философская наука исследует с помощью специфического понятийно-категориального аппарата искусство и действительность. Главным и исходным принципом традиционного эстетического анализа является категория прекрасного. Эстетический анализ, как правило, анализ гносеологический, умозрительный. Отдельные явления действительности рассматриваются сквозь призму соотношения понятий и категорий: прекрасного - безобразного, низменного — возвышенного, трагического - комического и т.п.

Искусствознание, включающее в себя три сферы — теорию искусства, историю искусства и художественную критику, соответственно изучает, как возникали те или иные виды искусства, каковы характерные для того или иного периода изобразительные и выразительные средства, изучает индивидуальное творчество отдельных мастеров, школ и направлений и другое.

В жизни эти формы познания художественной практики общества тесно связаны между собой. Эстетика служит методологической основой искусствознания, а последняя дает конкретный фактический материал для методологических обобщений, для философского осмысления художественной деятельности [2].

Вместе с тем художественная жизнь общества представляет собой сегодня крайне пестрое явление по разнообразию форм проявления в искусстве или с помощью искусства. Многие из процессов, происходящие сегодня в художественной жизни общества, выпадают из компетенции эстетики или искусствознания. Сегодня художественная культура уже не может быть сведена к искусству, ее границы значительно расширились.