Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Ведь жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже в XIII веке, но и умение экономить.
Здесь, в Америке, родился “килт”. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом “килт” стали называть все изделия, выполненные в этой технике.
С килтом были связаны разнообразные традиции. Так например, приданое девушки обязательно должно было включать 12 изделий, выполненных в технике “килт”. Тринадцатое изделие начинали делать во времена помолвки, а заканчивали перед свадьбой звезда выполнена из 672-х ромбов восьми цветов и производит впечатление излучения (сделан в 1880-м году). Выходцы из Голландии предпочитали свободный растительный цветочный узор. (Ох, уж эти великолепные тюльпаны!). Каждое графство в штате Северная Каролина имеет свой непохожий на другие орнаменты - «Тюльпан*. И ни с чем не спутаешь английский узор из шестигранников и особую, английскую технику соединения их в единый узор. Народ Эмиш, как и мениониты, предпочитали естественный и простой стиль. Их килты представляют энергичные геометрические рисунки интенсивных тонов и покрыты плотной сеткой килтинга. Постепенно пэчворк становится выражением американского народного искусства, появляются различные правила, модели, типы и способы. Традиции пэчворка не только не канули в Лету, но во многом благодаря миссионерам, проникли в Азию, Канаду, Австралию, Индию, на Гаити, на Гавайи. Однако, повсюду" он начинает приобретать сугубо национальные черты.
Вот почему- можно говорить о пэчворке гавайском, канадском, австралийском, итальянском, индийском, южно-американском и тд. Каждому из них свойственна особая техника, правила и способы выполнения.
Депрессия 30-х годов в США не способствовала занятию творчеством пэчворка - квилтинга, Не было ткани и во время второй мировой войны, но продукты питания продавались в мешках из хлопчатобумажных тканей. Мешки распарывали и получали большие куски ткани. Из одного такого пищевого мешка можно было сшить детское платье, а из двух уже платье для взрослого. После войны искусство пэчворка стало затухать. Тридцать лет назад начали появляться килтинтовые клубы (до того творчество было на уровне семьи). Эти клубы («пчелиный рой») стали особым центром творчества, где воспитывались добрые отношения братства. Готовясь к празднованию 200-летия независимости в 1976 году, народ обратил взоры в свое прошлое. Исследователи бросились перетрясать старину по чердакам и подвалам. Были обнаружены старинные необыкновенно красивые килты, хранившиеся в семьях. Новая волна интереса к технике пэчворка - квилтинга связана и с технологическим подъемом последних трех десятилетий и развитием культуры. С 1970-го года пэчворк стал популярен в Британии и Европе. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Его изготовление занимает немало времени. Наверное, именно поэтому он является наилучшим противоядием от тех неприятностей, которые нам уготовил внешний мир. Но не станем забывать, что это творчество до того, как превратиться в досуг, было наилучшим способом экономии - использование самых разнообразных кусочков ткани для создания изделий.
Требуется большое терпение, чтобы научиться этому творчеству, необходимо освоить многие технические приемы. Ведь никакой яркий и разнообразный рисунок не скроет плохой стежок и неаккуратную работу. Лишь с опытом приходит мастерство, достигается гармония рисунка. Лишь научившись техническим приемам, Вы обретете подлинную свободу" творческого самовыражения.
3. ВИДЫ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
Пэчворк – лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно или покрывала, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки. Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк ( quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами .
3.1. АЛЬБОМНЫЕ КВИЛТЫ
Среди самых красивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомные квилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям или родственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например на далекий американский Дикий Запад. Эти квилты иногда еще называют подарочными или автографными. Своим сюжетом они должны были напоминать о чем-то дорогом для человека, которому дарились, будь то здания или церкви, узнаваемые люди или исторические персонажи. В таких квилтах непременно присутствуют стилизованные цветы, листья и другие природные мотивы, а иногда знакомые предметы, животные, а также люди, занятые повседневными делами. Порой блоки изготавливались несколькими лицами, а иногда изделие принадлежало только одной мастерице. Самые знаменитые альбомные квилты были созданы в Балтиморе и его окрестностях (шт. Мэриленд) в 1840-1860 годы. Обычно их можно узнать по белому или кремовому фону, щедрому использованию красной, зеленой и желтой ткани и блокам с очень живописными узорами.
3.2. ПЭЧВОРК
Пэчворк - это настоящее искусство, особый стиль шитья из кусочков. Не правда ли, у наших бабушек в их уютных домах были подобные вещи, аккуратно скроенные из цветастых кусочков ткани, подходящих друг другу по размерам и оттенкам. Лоскутная техника - самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, т.к. не требует больших материальных затрат, предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков", остатков ткани; предоставляет простор вашей фантазии Фольк-стиль всегда в моде, также как и "классика", которую называют азбукой хорошего вкуса. Народный костюм - это не только образец красоты и таланта, но и синтез различных видов декоративного искусства - это часть художественной культуры народа. Одежда способна эмоционально настраивать душу человека, и должна быть созвучна характеру жизненного процесса: традиционный крой, крестьянские мотивы, непринужденное сочетание в одном ансамбле различных по фактуре тканей, использование лоскутного шитья, все это дает возможность создавать индивидуальные и современные модели.
4. ПРОЦЕСС ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
Изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья, в том числе и машинной, художественных способностей. Изделие выполняется вручную, на швейной машине или комбинированным способом и состоит обычно из трёх слоёв ткани. Верхний слой, как правило, выполняется в технике пэчворк или в комбинации этой техники с аппликацией, вышивкой, коллажом и т.д., которые также являются и самостоятельными техниками рукоделия. Средний слой – прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой – прокладка, как правило, из хлопчатобумажной ткани. Все три слоя обязательно простёгиваются вместе. Качество простёжки свидетельствует об уровне техники исполнителя. После простёжки на поверхности квилта образуется рельефный узор, и она становится трёхмерной.
4.1. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ КВИЛТИНГА
С лоскутным шитьем, или пэчворком, мы все давно знакомы. Геометрические узоры из ткани, носящие красивые названия «Прерия», «Гусиный клин», «Мельница» или «Обручальное кольцо», повторяются в одной работе снова и снова, образуя строгие композиции, которые, будь это музыка, можно было бы назвать ритмичными. В чистой лоскутной технике играет форма и цвет, с помощью которых создается настроение или ассоциация. Но – никакой конкретики, ассоциациями дело и ограничивается в большинстве случаев. Другое дело – квилтинг, дальний родственник пэчворка. Квилт – это художественное панно, выполненное из ткани в смешанной технике. В основе его чаще всего лежит лоскутное шитье, дополненное аппликациями, вышивками, бисером и прочими мелкими штуковинами. В отличие от пэчворка, квилтинг менее абстрактен и более детален, подробен. Для сравнения – две работы, изображающие зиму, в технике пэчворка (фото 1) и квилтинга (фото 2). Видите разницу?
Фото 1
Фото 2
С чего начинается художественный квилт? С понравившейся фотографии, рисунка, картины, почтовой открытки, даже с пакетика от семян. Понравившийся вам рисунок и ляжет в основу работы. Увеличьте или уменьшите его до требуемого размера, поэкспериментируйте. Если картина слишком многоцветна, можете уменьшить количество цветов. В результате каждый фрагмент квилта должен соответствовать одному цвету. А затем – начинайте подбирать ткань, и будьте готовы к тому, что это дело небыстрое. Фоном квилта чаще всего бывает полотно, изготовленное в технике пэчворка. (фото 3) Неяркие близкие цвета позволяют создать эффект акварели и показать перетекание света и тени на картинке. В этом случае мелкие детали выполняются в технике аппликации, для чего поначалу их приутюживают на место с помощью флизелина, а потом обрабатывают по краю. Интересно, кстати, что в некоторых работах среди ракушек-аппликаций вполне может затесаться обычная ракушка, пришитая или приклеенная к полотну. Это добавляет изображению достоверности и фактурности.