Широкое распространение и множество поклонников получил стиль хай-тек. Его основателем был Норманн Фостер в 70-80-е годы XX века, раскрыв его в полной мере в архитектуре. Он обладает крайне специфической красотой, создаваемый брутальными материалами, такими, как железобетон, металл, стекло, пластик. В некотором роде хай-тек имеет сугубо практический смысл, но его промышленный дизайн доставляет бесспорное эстетическое удовольствие, помогает рационально обустроить помещение, опуская бесполезные элементы. Хай-тек, конечно, полная противоположность стилям, в которых используют натуральные материалы, в нем нет элементов, создающих уютную домашнюю обстановку, поэтому он подходит для больших помещений, разделенных на «рабочие области», например, стеклянными перегородками. Современные тенденции хай-тека замечательно смотрятся, но только представьте, сколько лишних хлопот принесет вам такое сомнительное счастье –материалы хрупкие, поверхности очень легко повредить, они требуют постоянного ухода, иначе скоро потеряют нужный лоск. Все это внесет сложности в вашу жизнь.
Стиль «хай-тек» очень популярен сейчас среди людей, молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных материалов, мебель при максимальной функциональности, как правило, имеет экстравагантную, нетрадиционную Форму. Хорошо в таком интерьере смотрится и бытовая электроника, оформленная по оригинальным авторским проектам лучших мировых дизайнеров.
Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений техники. Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты – все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере «высоких технологий». Мода на «Хай-тек» всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии. Хай–тек – ультрасовременный характер помешанный с отштукатуренными стенами и потолком из гипсокартона, детали из стекла и металла. Мобильные перегородки способны смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери. Стиль хай–тек называют богемным стилем – его любят художники, музыканты, он самый дорогой по исполнению.
Хай-тек по-прежнему остается одним из актуальных стилей в дизайне жилых и общественных интерьеров. Этот стиль, оформившийся в последней трети XX в., возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Конструкционная открытость, включение в визуальный ряд труб, арматуры, воздуховодов, сложное структурирование пространства, излюбленные материалы: металл, стекло, бетон – все это характерные черты стиля хай-тек. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие. Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется «работой фактуры»: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы.
Использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Это направление стиля, а лучше сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился. Можно сказать, что нынешнее время, конец XX – начало XXI века, является временем Эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально. Этот стиль характеризуется скругленными углами, строгими вертикальными линиями и «отступающими» формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.
(XIX век, 1830-1890 гг.). В какой-то мере эклектика всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Всему виной романтизм, с его философией «свободного перемещения в историческом времени» и отказом от строгих канонов в искусстве. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей. Многие критики искусства обвиняли Эклектику в чрезмерной перегруженности и плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же, у нее были свои собственные отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, Средиземноморских стран и т.д.
Сегодняшние интерьеры – это синтез разнообразных стилей и направлений. Современную эклектику выбирают люди, уверенные в себе, смелые, неординарные.
Сейчас происходит смешение разных дизайнерских стилей и очень модно соединять западные и восточные стили, старое и новое. Получается интерьер, где элементы разных стилей противостоят друг другу, в результате появляется совершенно новый дизайн.
Главная черта эклектики – удобство и комфорт, сочетание современной стилистики с историей прошлого. В вашей квартире может стоять мягкая мебель, а рядом с ней – старинный комод. В эклектике крайне важны мелкие детали, которые и объединяют разные вещи в интерьере. Например, если вы хотите выделить стены какими-то цветными тканями, то вам следует оставить белые участки, чтобы подчеркнуть этот элемент декора. Многие предметы дома это часть жизни хозяев, поэтому необязательно выкидывать старые вещи из нового дизайна. Если вы любите путешествовать и привозите постоянно сувениры из разных стран (китайскую посуду, греческие ковры), то их можно тоже органично вписать в интерьер. Эти сувениры придают своеобразный, декоративный характер всей обстановке.
В доме могут сосуществовать произведения самой разнообразной живописи, от полотен старинных мастеров до подарков друзей и даже собственных «произведений живописи», созданных руками хозяев или их детей. В обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали объединяют такие разные по характеру предметы. Смешение интерьеров хорошо прослеживается в эклектическом стиле Марокко, здесь присутствуют берберские, французские и испано-мавританские мотивы, заметно влияние древних греческой и римской культур, и африканская культура привнесла свои элементы. В домах Марокко сочетаются мавританские орнаменты с европейской мебелью.
Хорошо там, где нас нет. Пусть редко, но подобная мысль посещает каждого. Потому и хочется преобразить свое жилище до неузнаваемости, создав в доме, скажем, типично итальянский или английский стиль. А может, вас не радуют климатические особенности нашей страны? И поэтому пришло решение обустроить, например, гостиную в азиатском или африканском ключе? В конце концов, неважно, чем чаще всего бывает продиктовано желание окунуться в этническую стихию. Главное, что с каждым годом приверженцев этно во всем мире становится больше и больше.
Зачастую понятие «этнический стиль» ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские сюзане (крупные настенные вышитые панно). Однако подобное мнение ошибочно.
Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или иной культуры. Поэтому, скажем, средиземноморский дизайн с его сочными красками, обилием смальты и керамики, блестящими золочеными аксессуарами и ткаными драпировками в той же мере можно назвать этническим, что и японский минимализм или скандинавскую естественность, немецкий прагматизм или индийскую «сказку».
Если в антураже дома преобладают, например, гжельские поделки, подкрепленные соответствующим цветовым решением всего интерьера, то данный вариант тоже называют этническим. Даже водруженная в гостиной старинная прялка придает квартире «народное звучание».
Этнический стиль больше похож на легкую стилизацию особенностей традиционного жилища того или иного народа. Такой интерьер формируют исключительно декораторскими приемами с помощью ярких аксессуаров. Чаще всего он совсем не требует полной переделки стен, пола и потолка.
Любые этноатрибуты придают всему интерьеру ярко выраженный национальный характер, отсылая нас к вековым народным традициям. При этом мы как бы попадаем не только в другую страну, но нередко и в иную эпоху. Не мудрено, что корифеи этого направления именуют его не иначе как «вперед в прошлое».
Самый востребованный в России этнический стиль – японский, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это декоративный стиль минимализма, в котором отказ от лишней мебели и избыточного декора является основополагающим принципом при формировании интерьера, ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В японском стиле используется сочетание светлых тонов: белый, кремовый, оттенки бежевого, молочный. Японская мебель, поверхность которой гладкая, нефактурная, представлена в светлых цветах и изготавливается из бамбука. Ткани тоже кремовые и белые, в основном из натурального хлопка и шелка. В японских домах место для отдыха располагается в центре комнаты. Особенность японского жилья – иероглифы, которыми украшены практически все элементы дома, от мебели для прихожей до шкафов-купе на заказ для гостиных.