Стиль, в начертательных искусствах и в их применениях к ремеслам и промышленности - совокупность особенностей общего вида произведения и его деталей, рисунка и расположения его частей, его красок, орнаментации и всего исполнения - особенностей, в которых выражаются дух того или другого народа и господствующий вкус того или другого времени. Например, в архитектуре различаются в отношении народности. Стили: египетский и древнегреческий, этрусский и римский, византийский и мавританский. В отношении времени - романский и готический, возрождения и барокко, рококо, империи и прочие.
Таким образом, стиль – это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
Одно из поздних течений классицизма – ампир (первая четверть XIX в), возникшее в наполеоновской Франции (фр. empire – империя), углубляется еще дальше в художественно-прикладную ретроспективу веков – наряду с античной монументальностью привносимых в мебель форм, используются приемы древнеримского и далее древнеегипетского декора - «звериные лапки», сфинксы и т.д. В отличие от барокко и рококо, классицизм почти равнодушен к изощренному витиеватому орнаменту, предпочитая ему более строгие линейные орнаментные композиции в виде геометрического греческого орнамента, лавровых гирлянд и сплетений цветков – излюбленный декор древней акцен-римской цивилизации. Поверхности мебели отделываются преимущественно фанеровкой из красного дерева в сочетании с более светлыми древесинами туи, палисандра и другими экзотическими породами древесины. Для классицизма характерно стремление к многоцветию в отделке мебели. Ведущие декоративные цвета – золотой и черный, получаемый при покрытии поверхностей черным лаком. Широко используется мозаичная инкрустация плоских поверхностей глянцевидными пластинками, окрашенными в такие необычные для мебели цвета, как красный, голубой и зеленый. Из новых типов мебели к достижениям классицизма можно отнести письменные столы и секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг и бумаг.
Русский ампир.
У русского ампира, который иногда называют ампиром Александровским, была короткая, но важная предыстория, которая началась еще до вступления на престол Александра I, при императоре Павле.
Развитие производства отечественной мебели самодержец, ненавидевший Францию, стимулировал просто: запретил ввоз в Россию чего бы то ни было французского. Тем не менее, какой-то образец для подражания был необходим русским мастерам. И им оказался опять же чрезвычайно модный тогда парижский мебельщик Жорж Жакоб. «Русский жакоб», окрещенный также «акцентиров ампиром», отличался от французского простотой и монументальностью форм. Впервые в России мебель начали делать из красного дерева и карельской березы. Декор, как правило, был очень прост и состоял из штампованных латунных тяг, уложенных в простейшие геометрические фигуры. Важной особенностью нового стиля была его «архитектурность». Позже именно эта черта стала основным отличием русского ампира, вошедшего в моду после окончания наполеоновских войн.
При Александре I ввоз в страну импортной мебели тоже, кстати, не поощрялся, хотя Франция осталась законодательницей мод. В русском варианте мебель в стиле ампир приобрела строгое «архитектурное» членение формы. Что вполне логично, если помнить, что ее проектированием активно занимались архитекторы: скажем, русские Воронихин и Стасов или иностранные Росси и Тома де Томон. Карнизы, колонны, архитравы и фризы превращали всевозможные шкафы, этажерки и зеркала в величественные здания, так что в интерьере возникал свой город, рифмовавшийся с видом из окна.
Обычно мебель русского ампира делят на три категории. Ближе всего к французскому оригиналу была дорогая мебель, изготовленная в лучших петербуржских мастерских по заказу императорского двора. Обстановка для усадеб была уже подражанием столичной моде, и ее обруселость чувствуется гораздо яснее. Наконец, примерно в 1840-е годы холодный имперский стиль был окончательно «одомашнен» в скромных жилищах небогатых помещиков и чиновников. Стал популярен тот вариант ампира, который в Европе назвали бидермайером. Для роскошной дворцовой обстановки использовали красное дерево, палисандр или карельскую березу, которые декорировали массивными бронзовыми накладками или золоченой либо тонированной резьбой. Например, очень характерным было сочетание белого тона в качестве основного и позолоты на резных деталях. Для мебели попроще брали липу, ясень или березу, часто покрашенные под ценную древесину.
В качестве обивки использовался однотонный в полоску либо с цветами шелк (для дорогой мебели) или ситец и репс (для мебели подешевле). Возле дивана обычно помещался одноногий круглый или восьмиугольный стол, похожий на тумбу. Практичность и удобство для ампира не имели первостепенного значения. Ведь для настоящей империи величие гораздо важнее комфорта. Что справедливо и сегодня, когда спрос на русский ампир явно превышает предложение. И когда речь заходит о статусе, споров быть не может.
Французский ампир.
Великолепие и зрелищность – вот две главные характеристики ампира. Провозгласив себя императором, Наполеон стремится возвеличить свое правление с помощью создания парадного стиля, как когда-то, задолго до него, Людовик XIV. Новый имперский (от фр. empire – «империя») стиль развивает традиции французского неоклассицизма, но с акцентом на торжественность. Мебель становится более тяжелой, приобретая массивные прямоугольные формы. Предпочтение по-прежнему отдается красному дереву. Основным украшением столов, комодов и шкафов служат симметричные бронзовые накладки. Вся мебель для сидения довольно жесткая: внешний эффект ценится в ампире больше, чем удобство. Спинки кресел выпрямляются. Подлокотники опираются либо на гермы, переходящие в ножки с львиными лапами, либо на резные фигуры. Распространяются консоли и круглые столы со столешницей из цельного мрамора, порфира или выложенные мозаикой. Увлечение Египтом и Римом достигает в этот период своего апогея. Многие предметы мебели выглядят аллюзией на древнеримские интерьеры. Ножками для стола часто служат колонны и кариатиды. Ампирная мебель – это, скорее, архитектурно - скульптурное явление: здесь есть колонны, пилястры и фризы; грифоны, химеры, сфинксы, лебеди, Ники и львы, за которыми самой мебели почти и не видно. Наряду с традиционными уже венками, лаврами и пальметтами мастера включают в орнаменты военные мотивы: шлем, меч, щит и стрелы. К ним может быть добавлена имперская символика: орел, пчела, звезда и буква N, обрамленная венком. Военный ритм жизни императора подарил нам складные табуреты с Х-образными ножками, прототипы наших походно-дачных вариантов. Еще одно нововведение: на столешницах туалетных столиков появляется наклонное зеркало, по обеим сторонам которого ставят свечи в канделябрах. В целом ампир так и остался стилем для торжественных приемов. Когда нужно произвести впечатление и подчеркнуть важность момента, при этом, сделав сие на королевском уровне, лучше ампира для кабинета и гостиной ничего не придумаешь.
Античное искусство, название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п-ова, на о-вах Эгейского арх. и западном побережье М. Азии и пережило наивысший расцвет в Др. Греции в 5-4 вв. до н.э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Ср. Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Др. Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, обычно связываются с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.
Арабский стиль стал популярным в Европе примерно в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Экзотика Востока с его утончённой роскошью прочно закрепилась в интерьерах – в наше время арабские мотивы распространены в Испании и Франции. Ярким примером арабского стиля является оформление некоторых комнат Юсуповского дворца и дворца Великого князя Владимира Александровича (вторая половина девятнадцатого века). Арабский стиль отличается ярким сочетанием цветов и замысловатыми орнаментами. Капители белых колонн покрыты позолотой, арки расписаны красной киноварью и темно-синей лазурью. Стены и своды комнат декорированы тончайшими узорами, которые называются арабески. Также стены могут быть обтянуты тканью (бархат, парча, шёлк, муар), обиты деревянными панелями либо завешены коврами. Окна и дверные проёмы оформлены в виде широких стрельчатых арок или подковы и обрамлены плетёными рамами. Отличительной чертой арабского стиля является деревянная мозаика. Из палочек составляются звёзды, ромбы, треугольники, которые потом крепятся на основу из тонких пластин. Мозаика обязательно украшается морским или речным перламутром. Занавески, подушки и ковры декорируются орнаментом с растительными мотивами или арабскими куфическими письменами. Комоды, консоли, столы, стулья, табуретки, шкафы-витрины украшены резьбой и мозаикой с использованием перламутра и позолоты. Мягкая мебель обита шёлком или атласом. Особый комфорт создают подушки из парчи и бархата самых разнообразных форм и размеров. Из аксессуаров чаще всего используются светильники, украшенные чеканными пластинами и длинными нитями из цветного бисера, кувшины с высокими узкими горлышками, серебряные или фарфоровые чаши с благовониями. Своеобразным синтезом арабской роскоши и западноевропейского практицизма является стиль «маракеш». Элементы марокканской и алжирской культуры прекрасно сочетаются даже с самыми современными интерьерами, не нарушая стилевого единства.