Какой он на самом деле, русский стиль? Можно ли его поднять до высот итальянского дизайна? И как сделать стильным русский интерьер, чтобы он не был похож на иллюстрацию из детской сказки? Суровые избы Севера и изящные московские особняки; палаты Пскова с их нарочито неровной кладкой стен и владимирские храмы, формы которых тонко вытесаны из белого камня; буйная фантастичность Василия Блаженного и математически выверенная гармония Адмиралтейства; суровая сдержанность построек древнего Новгорода и жизнерадостная декоративность «елизаветинского» барокко. Всё это русская архитектура. И такая разная. И я поняла, почему оказались бесплодны попытки славянофилов выделить систему общих признаков в этом стилевом великолепии, найти определение «русского», верное для любого культурного периода истории России. Природа и география, несомненно, многое определили в ориентации торговых и культурных связей на ранних этапах становления Руси. Связи с Византией были более активные, чем связи с Западной Европой. А вот влияние культуры Востока было относительно слабое. Азию от нас отсекла Орда. В архитектуре «восточное» возникало лишь в орнаменте, причём более в его сюжетах. Да и заносились эти сюжеты сложными путями, например, в Х-ХIII веках – через «романский» стиль. Это в допетровской время. А потом было «окно в Европу» и влияние немцев, голландцев, французов. И через всё это красной нитью до наших дней шло то, что делает такими неповторимыми орнаменты вышивок, кружев, деревянной резьбы, просечного железа, всего того, что многие века украшало жилища, одежду, посуду и весь быт России. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Это было описание одежды князя Даниила Галицкого в Ипатьевской летописи. Словом «кружево» поначалу называли отделки по краю одежды или других изделий. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Вы представляете, какое это чудо? Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны c трудом наших предков и хранили их представления о мироздании. Так, архаическая вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующем тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли. Ну разве не похоже это на теперь такие модные африканские рисунки и орнаменты? Только наши орнаменты не воспеты ни Пикассо, ни кубистами, ни художниками Монмартра и Монпарнаса. Ну не повезло. А лоскутное рукоделие? Такие насмешливо известные лоскутные одеяла? Раньше у нас этим искусством владели все женщины, теперь – только избранные. А ведь в Америке пэчворк – очень распространённое увлечение. Занимаются им все кому не лень, он есть во всех домах. Ежегодно проводятся грандиозные фестивали, куда съезжаются толпы профессионалов и любителей. Представьте себе на Вашей постели покрывало – смесь лоскутной техники, плетения и вышивки. В зависимости от стиля его можно украсить пуговицами, бусинами, акриловыми подвесками от девчоночьих резинок для волос. Да даже кусочками меха или кожи. А бахрома по краю покрывала из хвостиков пушных зверей? Как это по-княжески, по-древнерусски. Для этого подойдёт всё, что есть в доме, что осталось от прошлых рукоделий, от занавесок, скатертей, платков. Издавна печи, а потом кухонные плиты по немецкому образцу на Руси украшали изразцами. И были они дивно красочные, с ветхозаветными персонажами или поучительными историями. Теперь подобную плитку, только с растительным орнаментом, можно найти у турецких производителей или в восточных коллекциях. Ею можно декорировать печь, камин или просто кусок стены. Или тот же воздуховод на кухне, который многие сейчас, борясь за лишние сантиметры площади, пытаются уменьшить или вовсе превратить в нишу.
Украшать свою квартиру антикварными сундуками, расписными прялками, деревянной посудой и покрывать мебель и стены узорами от пола до потолка – это кому как нравится. Это для тех, кто беззаветно любит терема, нарышкинское барокко, решетки, слюдяные окна, кованые замки, короба с «мягкой рухлядью». Лично я считаю, что не стоит превращать своё жилище в музейную реконструкцию. Одного-двух предметов русского дизайна (как и любого другого, впрочем) вполне достаточно. Только преподнести их надо акцентировано, с большой любовью. С восхищением. На обычной современной кухне повесить занавеси с ярким орнаментальным русским декором. И на штангу-карниз другого, контрастного, цвета, чем остальная мебель. И пусть они напоминают вологодские кружева. Или свадебный наряд невесты своей многослойностью, многорядностью. И украсить вставками-бусами. Только для удобства бусы надо сделать съёмными, скажем на липучках. Очень хорош в этом декоре будет жемчуг: в старину, когда у нас реки были полны жемчугом, это никого бы не удивило. Или янтарь, своей неожиданной солнечностью. Даже неяркий зимний свет, озаряя подвески-бусины, будет напоминать нам о лете, дарить радость созерцания.
Натуральность, простота и естественность отличают скандинавский стиль. Это стиль без затей: дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлых натуральных тонов: сероватые, бежевые, голубоватые, зеленоватые. Декорирование здесь почти отсутствует, но при этом в самобытности этому стилю не откажешь. Ткани используются льняные и хлопковые, в их узоре чаще всего встречаются клетка или полоска, опять же светлых тонов: синий с белым, нежный зеленый с бежевым. Мебель в чехлах, обычно льняных. Этностиль формируется на протяжении тысячелетий, поэтому использовать его надо осторожно. Главное – избежать бездумного копирования. Тем более что размеры и особенности планировки современного жилья не всегда позволяют это сделать. Самое ценное, что мы можем почерпнуть в этностиле – это мелочи и нюансы.
Это – магия для дома. «Если хочешь переменить жизнь, передвинь 27 предметов в своем доме» (древнекитайская мудрость). Если у вас жилье строго прямоугольной формы, считайте, что вам повезло – это благоприятная форма. Так же как и восьмиугольная, - но такое встречается редко, - если вообще встречается. Выступы и вырезы на плане, соответственно, увеличивают или уменьшают зоны. Немного о цвете: в фен-шуй каждая из зон ба-гуа имеет соответствующий цвет. Правильно выбранный цвет поднимает энергию в соответствующей области вашей жизни. Конечно, немногие люди выкрасят целые комнаты в такие цвета. Чтобы поднять ци, попробуйте поставить пурпурный светильник в зоне богатства, вазу, полную нежно розовых цветов в зону взаимоотношений и скульптуру из черного мрамора в зону, соответствующую вашей карьере.
Фэн-шуй – наука о потоках невидимой энергии, которая мягко движется по земле и в небесах, разносится водами рек и ветрами и приносит счастье и процветание везде, где она циркулирует и оседает…
В Фэн-шуй ци понимается как постоянно присутствующая сила, циркулирующая и перемещающаяся во внешней для человека среде. В доме и на улице. На земле, в воде, в горах… Ци – повсюду. Ци – это невидимая энергия, вибрирующая во всем мире. Она перемещается, кружится, рассеивается, циркулирует или оседает, и везде приносит удачу и процветание.
Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так, собственно, переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии. Древние китайцы считали, что ци – это дыхание космического Дракона, обладающее магическими свойствами. В классической китайской литературе подробно объясняется, как равновесие и гармония в окружающей среде порождают обильные потоки ци, влияющие на состояние Небес и Земли, а также на человеческие судьбы. Да-да, китайцы были уверены, что Судьба, как метафизическая категория, неразрывно связана с созидающими и разрушающими силами Природы.
Поэтому они внимательно присматривались к ландшафтам, изучали направление течения рек и расположение гор. Китайцы соотносили природные объекты с мистическими силами – Драконом, Тигром, Фениксом и Черепахой – и обращали внимание на то, как эти объекты, в особенности Драконы, вдыхали и выдыхали ци, тонкую жизненную энергию.
Китайцы считали, что ци, собственно, и создает ландшафты – горы и реки, холмы и долины. Ци определяет очертания, формы и цвета окружающей среды, а также состояние здоровья растений, деревьев и всех других живых существ, включая человека.
Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнеспособность человека. Древние искали совершенства через уравновешивание внутренней ци – ее поток в теле должен быть ровным и беспрепятственным и создавать сильную ауру. У разных людей ци отличается качеством и количеством. Часто потоки ци оказываются заблокированными, вызывая недуги. Древними китайцами были разработаны техники, позволяющие накапливать человеческую ци, - медитации, упражнения боевых искусств (кун-фу) и специальным образом контролируемое дыхание.