Смекни!
smekni.com

Церковь Исидора Блаженного (стр. 1 из 3)

План

Введение

1. Внешний вид храма

2. Внутренний вид храма

3. Житийная иконография Исидора Блаженного

Заключение

Список литературы


Введение

В Ростове Великом, среди древних земляных валов, в конце улицы К. Маркса, стоит церковь Вознесения. Эта церковь более известна под названием Исидора Блаженного, которому посвящен придел храма.

Блаженный, Христа ради юродивый, Исидор Твердислов родом происходил из Германии. Такое название святой получил потому, что "слово его всегда сбывалось".

В Ростов Исидор пришел во второй половине 15 века, приняв на себя один из труднейших видов Подвижничества - юродство. Одетый в рубище, он ходил по городу, смиренно перенося обиды, насмешки и оскорбления.

Проводя таким образом день, на ночь уходил он в шалаш, построенный им же самим на том месте, где теперь стоит придел его имени. Шалаш этот состоял ни больше, ни меньше, как из огороженного хворостом места, ничем не защищенного от непогоды. Зиму и лето, весну и осень святой неизбежно проводил здесь, и здесь же отошел к Богу. После смерти Исидора Блаженного в 1474 году многие поняли многие, как свята и непорочна была жизнь почившего. Тело святого Блаженного Исидора было погребено на месте его кончины.

Вскоре была поставлена над его могилой деревянная церковь, освященная во имя Вознесения Господня, и затем перестроена царскою казною - уже из камня. Над мощами святого неоднократно происходили чудесные исцеления, и в народе широко распространилось почитание Блаженного, дошедшее до наших дней.

Память святого празднуется 27 мая.


1. Внешний вид храма

Храм Вознесения - один из древнейших в Ростове. При возведении валов - оборонных сооружений - церковь бережно сохранили, окружив насыпью. Поэтому в своем названии она и получила приставку в валах. Внутри церкви имеется доска, на которой написано: "церковь эта поставлена по велению Иоанна Грозного на средства государевой казны в 1556 году, а строил ее мастер Андрей Малой.

В московском зодчестве это, пожалуй, один из первых известных случаев, когда на стене памятника помещена вкладная доска с именем зодчего. Андрей Малой - известный зодчий, государев мастер, много работавший в Москве. В Ростове им уже был выстроен в 1555 году Богоявленский собор Авраамиева монастыря - один из первых храмов нового асимметричного, многокупольного типа. Государев мастер хорошо знал архитектуру московских посадских храмов начала 16 века.

Возведенная им церковь является еще одной интересной репликой храмов этого типа – со свободным внутренним пространством, без столбов, перекрытым крестчатым сводом.

Крестчатый свод является русским изобретением; его конструкция строится на том, что четыре цилиндрических свода, соответствующие наружным, наиболее высоким частям стен, разрезают сомкнутый свод в направлении с севера на юг и с востока на запад. На их пересечении ставится световой барабан с главой. Крестчатый свод обусловливает почти квадратный план помещения и сложную по рисунку трехлопастную крышу.

Андрей Малой последовательно осуществил эту схему в церкви Исидора Блаженного. Такие церкви строились в течение первой половины 16 века, как утверждение догмата церкви о главенстве креста.

Храм Вознесения - один из последних сооружений, выстроенных в данном стиле, но вместе с тем вся постройка выполнена на столь высоком уровне, что Андрей Малой должен быть причислен к ведущим зодчим своего времени. Храм, по существу, очень скромен, но производит по-своему монументальное впечатление, так как его глава пропорционально меньше, чем его широкие трехлопастные арки, которыми заканчивается каждый фасад.

Фасад разделен на три прясла лопатками, из них средняя шире и выше боковых и завершена килевидной аркой, а боковые - полуарками. Такое трехлопастное очертание каждой стены придает всему сооружению устремленность вверх, еще более усиленное крупным барабаном с куполом и крестом. Решение северного и южного фасадов одинаково: портал несложного профиля и окно над ним подчеркивают ось симметрии. С востока к четверику храма примыкают три апсиды, невысокие, и, как обычно в ростовских памятниках, сильно выступающие вперед. С севера, запада и юга имелись входы, обрамленные кирпичными тесаными порталами изящного и строгого рисунка.[1]

В наружных пропорциях храма соблюдается принцип золотого сечения, соотношение же внутренних размеров тоже не случайно. Крестчатый свод храма будто осеняет крестом молящихся.

В XVII - XIX вв. церковь подверглась переделкам. Вместо трехлопастных закомар появилось восьмискатное покрытие. В XVII веке с запада была пристроена трапезная. В 1770 г. с юга пристроен придел св. Исидора Блаженного. Примерно в то же время была изменена форма купола церкви. В XIX веке появилась колокольня.

В 1960-х гг. церковь была реставрирована: восстановлены трехлопастные закомары и шлемовидный купол. К сожалению, при этом был уничтожен придел Исидора Блаженного и исчез купол над трапезной. (Колокольня была сохранена.)


2. Внутренний вид храма

Внутренний вид храма во многом напоминает современные ему постройки, но есть и отличия. Относительно большая подкупольная высота и специально устроенное освещение верхней части храма придают его объему вертикальную доминанту. Эффект кажущегося устремления вверх усиливает глухая стена иконостаса, отделяющая от молящихся алтарное помещение. Своды храма внутри имеют своеобразный килевидный профиль, почти готический, напоминая силуэт наружного завершения храма.

В арке, между холодной и теплой церквами, была расположена гробница Блаженного Исидора. Об этом свидетельствует опись церкви Вознесения 1852 года, в которой сказано: "В 1786 году по благословению преосвященного Арсения, архиепископа Ростовского и Ярославского, прикладен с южной стороны придел во именование опочивающего здесь мощами в стене, под спудом угодника Божия святого Исидора Блаженного Ростовского чудотворца".

Стены храма до 1720-х годов оставались белыми, что дополнительно подчеркивало необычность интерьера. В храме тогда имелся деревянный иконостас, который, к сожалению не сохранился. В 1572 году по повелению Иоанна Грозного в иконостас церкви были сделаны уникальные царские врата. Они не похожи на обычные, и состоят из резных иконок, украшенных многолепестковыми килевидными арками. Резные иконки оплетает плоская ажурная орнаментальная резьба, состоящая из растительных побегов, заканчивающихся и перемежающихся круглыми бляшками. Резчик, по-видимому, хорошо был знаком с восточными орнаментами. Царские врата того же автора находились в Пафнутьево-Боровском монастыре. В настоящее время врата находятся на хранении в Ростовском музее.

Очевидно, одновременно с росписью церкви в 1720-е годы тябловый иконостас был демонтирован и заменен так называемым каменным иконостасом, выполненным в технике настенной живописи. С небольшими утратами он и дошел до наших дней.

Стенная живопись была выполнена братьями Иконниковыми. Роспись поражает неисчерпаемой фантазией художников. В манере письма ярко выступает стиль барокко с его любовью к движению, к клубящимся складкам, к подчеркнутым поворотам человеческого тела и сложным архитектурным композициям.

Особенно интересны росписи нижнего яруса, которые посвящены житию Блаженного Исидора - выходца из "немецкой земли". Очень интересна сцена его прощания родителями, которая изображена на южной стене, где юноша в зелено-голубой шапочке готовится оставить богатый родительский дом, отправляясь в странствование. [2]

Много внимания уделено архитектуре. В ее изображениях причудливо декорированные здания, украшенные портиками, соседствуют со знакомыми мотивами ростовского зодчества. Здесь можно было найти и изображение Успенского собора, не искаженного пристройками, и даже саму Вознесенскую церковь. К сожалению, все эти замечательные фрески были в 1873 году неумело поновлены масляными красками. Первоначальная роспись проглядывает лишь на тех участках стен, которые раньше были скрыты под иконами.

До начала 20 века в храме находились следующие святыни: древний шитый образ святого блаженного Исидора, бывший до 1816 года на гробе сего Угодника (дар Строгановых); жалованная грамота Михаила Феодоровича на право пользоваться причту сей церкви ругою из Московского Большого Дворца. В арке, между холодной и теплой церквями, находилась серебряная гробница блаженного, устроенная в 1817 году и служащая предметом почитания. Тут же был погребен и Стефан блаженный, упоминаемый в восточной агиологии преосвященного Сергия.


3. Житийная иконография Исидора Блаженного

Основным центром почитания юродивого Исидора являлась ростовская приходская церковь Вознесения (1565-1566), в которой находится его захоронение. В 1786 г. к этому храму был пристроен придел, посвященный блаженному Исидору. Мощи святого находятся под спудом, но над местом его захоронения издревле и вплоть до советского времени стояла рака.

Вблизи нее находилась житийная икона святого, кратко описанная А. Израилевым. Согласно церковной описи, в местном ряду иконостаса Вознесенского храма существовала еще одна житийная икона святого. Кроме того, нижний ярус настенной росписи Вознесенской церкви был посвящен житию блаженного Исидора, Судя только по этому перечислению, можно предположить, что в свое время житийная иконография святого была довольно развита. Позднее обе упомянутые житийные иконы бесследно исчезли, а житийный цикл стенной росписи сильно поврежден.

А.А. Титов датировал роспись церкви Вознесения XVII в., обратив внимание на то, что в одной из композиций житийного цикла представлен ростовский Успенский собор «с комарами, с посводным покрытием, как это было до пожара 1730 г.». В книге «Ростов Ярославский», в которой разделы, посвященные росписям церквей, по-видимому, принадлежат перу В.Г. Брюсовой, роспись отнесена к 20-м гг. XVIII в.