Смекни!
smekni.com

Чайковский (стр. 2 из 2)

Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинение музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика.

В своих статьях он горячо поддерживает талантливых молодых композиторов—Балакирева, Римского-Корсакова, Грига.

За десять лет им было сочинено множество произведений:

· три симфонии,

· другие пьесы для оркестра,

· первый фортепианный концерт,

· Вариации на тему рококо для виолончели,

· три квартета и фортепианное трио,

· четыре оперы — «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро»

· много прекрасных романсов,

· такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

Переломным в жизни Чайковского оказался 1877-й год.Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка этих лет, постоянное переутомление.

В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все жe только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса.

Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая». И окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в этот год Петр Ильич закончил два своих великих произведения — оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

С конца 70-х годов Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится там со многими зару­бежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне.

В летнее время он подолгу живет на Украине, в Каменке, в имении своей старшей сестры А. Давыдовой.

С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лон­доне.

В 1891 году Чайковский побывал в Америке, в 1893—в Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембридж­ского университета.

Активное участие принимает Чайковский и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального об­щества.

В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пи­ковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щел­кунчик» и многое другое.

Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха; когда всякое проявление свободной мысли преследовалось и душилось.

Нахо­дясь за рубежом, Чайковский писал брату: «...в России теперь что-то неладное творится... В здешних газетах уже давно печа­таются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то

живее и больнее сознавать настоящее положение дел у нас и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь, читая о том, что у нас творится...».

Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу.

Настроения и переживания русской интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения.

Но наряду с тем были созданы и такие произведения, как лирически светлая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».

Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой — в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье—гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призы­вают», - писал он.

День композитора отличался строгим распо­рядком, от которого он никогда не отступал.

Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.

16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с г 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.

«Я желал бы всеми силами души, - писал Чайковский, - что­бы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.

В музыке Чайковского каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.

Музыка Чайковского оказала плодотворное действие на композиторов, творивших вместе с ним, или пришедших в музыку позднее. Одним из таких композиторов был Сергей Прокофьев.

Творчество Чайковского — вершина мировой музыкальной культуры XIX века—вечно живой и драгоценный родник, из ко­торого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.

2. Творчество Петра Ильича Чайковского

За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал:

· 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Ма­зепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.

· 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,

· музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,

· 6 симфоний и программную симфонию «Манфред».

Кроме того им написаны:

· одночастные симфонические произведения:увертюры-фантазии «Ромео и Джуль­етта» и сГамлет»;

· фантазии «Буря» и «Франческа да Риминн» «Итальянское каприччио»,

· Серенада для струнного оркестра,

· 3 симфонические сюиты,

· «Моцартиана» (4-я сюита),

· 3 концерта для фортепиано с оркестром,

· Концерт для скрипки с оркестром,

· Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,

· 3 струнных квартета,

· фортепианное трио «Памяти великого художника»,

· струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»,

· свыше 100 фортепианных пьес, в том числе:

o цикл «Времена года»,

o «Детский альбом»,

o 2 сонаты,

o вальсы,

o мазурки,

o скерцо и др.

o 100 романсов.

Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского — вели­кое сокровище русской культуры XIX века.

Их традиции нашли свое претворение и развитие в произведениях композиторов конца XIX и начала XX столетия — Танеева и Глазунова, Лядова и Аренского, Калинникова, Скрябина и Рахманинова.

Все они - достой­ные преемники своих великих предшественников.

Русская классическая музыка развивалась в тесной связи с пе­редовой русской литературой и искусством.

Идейные и эстетиче­ские принципы композиторов-классиков прошлого столетия были своего рода маяком, осветившим путь русским музыкантам.

Вся жизнь русских композиторов-классиков — это беззаветное служение искусству, своему народу, своей Родине. И искусство для них является средством общения с людьми.

Не для узкого круга тон­ких ценителей создавали свои произведения русские классики, а для всего народа.

В музыке композиторов-классиков отражена многовековая ис­тория нашей Родины, освободительная борьба русского народа против

гнета и насилия, воспет народ с его душевной красотой, горем и мечтой о светлом будущем.

В двадцатом веке в России музыка крепла и развивалась в борьбе с тормозившими ее развитие явлениями.

Лучшие традиции композиторов-классиков нашли свое развитие в творчестве Прокофьева, Шо­стаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Шебалина, Свиридова и многих других советских композиторов, получивших известность во всём мире, и продолживших традиции известных русских композиторов.


Литература

1. Альшванг А.Н. П.И. Чайковский. Музыка 1967.

2. Ауэрбах Л.Д. Трио Чайковского и памяти великого художника. М. Музыка 1997.

3. Берберова Н.И. Чайковский (Биография). СПб Лимбург Пресс 1997.

4. Давыдов Ю.Л. Записки о П.И. Чайковском. М. Гос. Муз.изд-во 1962.