Смекни!
smekni.com

Человек в искусстве Возрождения: изобразительное искусство и литература (стр. 4 из 4)

В последующие годы творчество мастера приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм охватил его в связи с кризисом в Италии возрожденного гуманизма, гибелью политических и гражданских свобод (итальянские войны 1494 – 1559гг.). Начавшийся террор уносит жизни многих друзей Микеланджело, а сам он какое-то время живет изгнанником. В состоянии пессимизма и отчаяния он работает над усыпальницей рода Медичи (статуи герцогов Лоренцо и Джулиано) и скульптурными аллегориями, символизирующими быстротечность и драматизм жизни – «Утро» и «Вечер» (в надгробии Лоренцо), «Ночь» и «День» (в надгробии Джулиано).

И, наконец, в период 1535-1541 Микеланджело пишет на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный Суд», пронизанную горькими размышлениями о тщете человеческой жизни.

Религиозную тему Микеланджело воплотил как человеческую трагедию космического масштаба. И хотя тема призвана олицетворять торжество справедливости над злом, фреска воспринимается как образ вселенной катастрофы, как воплощение идеи крушения мира.

Микеланджело отступил от традиционной иконографии, выбрав не момент свершения суда, когда грешники уже отделены от праведников, а только его начало, когда все действующие лица охвачены смятением. Сидящий Христос, с ликом страшным и грозным, обращается к грешникам, проклиная их и подвергая в трепет даже святых и Богоматерь, закутавшуюся в плащ. Художник изобразил бесчисленное множество святых мужей и жен, а на бесформенно свисающей коже св. Варфоломея, держащего ее в руке, Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо. Микеланджело размахом и мощью живописи «Страшного суда» не только оправдал слова Данте: «Мертвые там мертвы, живые совсем как живые», - но и показал, что победил не только великих художников, работавших в Сикстинской капелле, но и самого себя в росписи плафона.

Последней живописной работой Микеланджело стала роспись капеллы Паолина, включившая две композиции – «Падение Савла» и «Распятие апостола Петра». Ноты трагического отчаяния уже вполне отчетливо звучат в этих фресках.

Титаническая фигура Микеланджело знаменует собой одновременно высший подъем и конец эпохи Возрождения. Нечеловеческая мощь созданных им образов, которым нет равных во всей истории мирового искусства, объясняется космической драмой прекрасной Божественной души, заключенной в телесную оболочку, не менее прекрасную, но являющуюся тем не менее ее темницей.

В своих философских сонетах Микеланджело неоднократно говорил о грубости и несовершенстве телесной оболочки, искажающей красоту души, и о том, что подлинным творцом является Бог, а художник – «лишь орудие, молот».

Тициан

Тициан Вечеллио да Кадоре (около 1480- 1576) - один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Слава пришла к нему еще при жизни. В его творчестве радостное отношение к окружающей жизни, природу, человеку нашли подлинно ренессансное истолкование. Его произведения сочетают в себе творческий поиск и новаторство Леонардо, красоту и совершенство Рафаэля, духовную глубину, драматизм и трагизм Микеланджело. Реалистическая убедительность образов; гуманистическая вера в счастье и красоту человека, широкая, гибкая и послушная замыслу мастера живопись - характерные черты его творчества.

Полотна Тициана: «Вознесение Богоматери», «Флора», «Любовь небесная и земная», «Венера перед зеркалом» - вершина колористических достижений венецианской школы. Краски звучны и насыщены по тону, они передают красоту человеческого тела, фактуру вещей, окружающего пейзажа. От них веет спокойной, здоровой силой и красотой. Отличительными особенностями искусства Тициана были верность гуманистическим принципам, вера в волю человека. Тициан создает свой образный и колористический мир, где цвет является главным организующим началом. Портреты, созданные Тицианом, бесконечно разнообразны по живописной трактовке, неисчерпаемости колористических средств возрождения («Император Карл V», «Павел III», «Девушка с фруктами», «Венера Урбинская», «Флора» и т.д.).

Творческий путь Тициана был долгим (он прожил 90 лет), последние десятилетия принадлежат уже Позднему Возрождению, что отразилось в настроении его последних работ, чувстве тревоги и отчаяния, воплотившихся в них.

В поздний период своей жизни Тициан написал такие произведения, как «Несение креста», «Пьета», «Коронование терновым венцом». В них переданы новые мотивы. Как пишет исследователь творчества Тициана: «…Тициан не отказался от утверждения красоты мира, от утверждения права человека на наслаждение красотой, на радости земной, а не небесной жизни. Но картины стали сложней. В них борются радость с грустью расставания, преклонение перед духовно сильным человеком и перед теми испытаниями, которые несет жизнь духовно освобожденной, противостоящей мраку личности. В них борются любовь к жизни и непостижимость смерти».

Одной из последних работ Тициана является "Автопортрет". Художник изобразил строгий профиль своего худого удлиненного лица. Одухотворенный облик великого живописца, проложившего пути искусству будущего.

Таким образом, говоря о творчестве Тициана, можно отметить ростки начинающегося кризиса гуманистических идеалов всего искусства Высокого Возрождения.

Творчество Тициана и его младших современников Веронезе и Тинторетто завершило эпоху Возрождения. И хотя эта эпоха выдвинула целую плеяду великих мастеров, именно творчество Тициана оказало особенно значительное воздействие на художников последующих поколений и развитие реалистической живописи XVIIв.

Заключение

«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф.Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры.

Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни.

В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Особый интерес к личным качествам каждого человека – его уму и таланту, творческой энергии и чувству собственного достоинства, образованности и предприимчивости – вот основа понимания человека новой эпохи.

Возродив античные идеалы, оно в то же время отразило ренессансное представление о ценности личности, красоте окружающего его мира. Ценность человека ренессансный гуманизм видел в единстве его нравственного и этического достоинства, в благородстве духа и красоте тела.

В работе я постаралась показать общее значение итальянского Возрождения для мирового искусства, которое и в наши дни не теряет своей актуальности; нравственные, этические идеи, которые провозглашали итальянские гуманисты в эпоху Возрождения, не изменили своего содержания и сейчас. Рассмотрев и проведя анализ образа человека в изобразительном искусстве Италии, выдвинула положение о том, что идеи гуманизма были воплощены итальянскими мастерами на своих полотнах и подняты на небывалую высоту, передавая в этих образах все возвышенные чувства, все благородство души.

Произведения искусства, воссоздавая мир в целостных наглядно-чувственных и типичных картинах, несут в себе общечеловеческое содержание. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже в отдаленные эпохи, не только не утрачивают своего значения, но обретают новые оттенки в осмыслении своего содержания, нравственно-эстетической проблематики. Художественные формы с позиции нового времени, общечеловеческие ценности, заключенные в них, волнуют человека во все времена и на всех континентах. Эти произведения обращены к человеку, они выражают доверие и любовь к нему, воспевают его духовное величие.

Таким образом, итальянское Возрождение, да и в целом вся эпоха Возрождения, означала огромный сдвиг в мировом искусстве, который не смог сделать ни одна из последующих эпох. Человек, вставший в центр этого искусства, по-новому научился понимать окружающий мир.

Литература

1. История мировой культуры. Наследие Запада /Под редакцией К.Д.Серебряного – М.1998

2. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих – М.1971

3. Хрестоматия

4. Учебный курс по культурологи /Под редакцией проф.Г.В.Драч - 1999

5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М.: Высш. Школа, 1977.- 252 с.

6. Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения.

7. Быстрова А.Н. Мир культуры: (основы культурологии) – М.: Новосибирск: ЮКЭА, 2002.-710 с.

8. Всеобщая история искусств. Искусство эпохи Возрождения. - М.: Искусство, 1962.-531 с.

9. Человек в культуре Возрождения. – М.: Наука, 2001.- 272 с.