Смекни!
smekni.com

Эволюция образа лошади в анималистическом жанре (стр. 2 из 6)

Древний Египет имеет историю культуры длительностью несколько тысяч лет. Древнеегипетская цивилизация считается одной из древнейших и развитых на Востоке. Больших достижений египтяне добились в области изобразительного искусства, наряду с архитектурой развивались и скульптура, и живопись, и декоративное искусство. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории в подавляющем большинстве имели культовое значение. Обилие погребений и характер их оснащения говорят о развитии культа мертвых, верований в вечную жизнь в загробном мире. Гробницы богато оформлялись. Стены были расписаны многофигурными ритуальными сценами, эпизодами сражений, сценами охоты, прогонами перед вельможей стад животных, табунов лошадей, жертвенными пирами, сельскохозяйственными работами. Вот фараон в ярких одеждах с натянутым луком на колеснице, запряженной парой стремительных стройных лошадей. Сейчас полетит стрела, поражая просящих пощады врагов или убегающего зверя. Рядом — шеренга колесниц меньшего размера. Лошади изображены в украшенной сбруе, их торсы покрыты расшитыми покрывалами. На головах — уборы из перьев. Крупы лошадей нарисованы изящно, они будто замерли в прыжке, легко касаясь земли задними копытами. Силуэт второго животного едва виден из-за первого, веерообразно расположены их головы, ноги. Сцены сложных фризообразных композиций развертывались на нейтральном желто-охристом фоне, они симметричны и уравновешены. Такие сценки часто окружались разнообразными геометрическими и растительными орнаментами. Использовались локальные цвета и контурная обводка. Все эти элементы образовывали древнеегипетский канон — свод художественных правил: цветовой, иконографический. Пропорциональное соотношение, также входившее в канон, составляло его главную сущность, применялось правило «золотого сечения». В оформлении скульптурных рельефов применялась раскраска, нередко использовались золото, серебро, инкрустация ценными материалами. Для расцвечивания применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю — из лазурита, белую — из известняка, черную — из сажи. Лошадь оставалась роскошью и символом власти, которую позволить себе могли лишь фараоны. (23; с. 45) [Приложение 4]

Древняя Греция, ее изобразительное искусство знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. Расцвело замечательное искусство декоративной чернофигурной и краснофигурной вазописи [Приложение 5]. Скульптурой украшались фронтоны и фризы храмов, создавались статуи, монументальная живопись.

Изображения лошадей чрезвычайно популярны в античном искусстве. Это лошадь-бог, лошадь — участник различных перипетий Олимпа и его обитателей, военных сражений и спортивных состязаний. О важной роли чудесных животных рассказывают немало легенд и мифов, сложенных греками. Можно вспомнить и крылатого коня Пегаса, в Греции разъезжал на лошадях сам Зевс, а в Риме — Юпитер. Богато был украшен рельефными изображениями лошадей Парфенон Афинского Акрополя [приложение 6].

Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства. Общую композицию скульптурного ансамбля создал великий художник-мыслитель Фидий. Среди скульптурных образов восточного фронтона — изображение бога солнца Гелиоса, поднимающегося на небо в колеснице. Над морскими волнами показались головы его коней, жадно вдыхающих воздух широко раскрытыми ноздрями. Греческий скульптор хорошо разбирался в лошадях, и скульптуры, которые он создавал и которые можно сегодня увидеть около Парфенона в Афинах, подтверждают его талант. Предполагается, что они были созданы в 447 г. до н.э. и представляют собой греческий идеал совершенства. И снова лошадь — символ власти и возвышенности. На лошадях также изображены юноши, которые сидят без седла, а сами лошади демонстрируют различные фазы движения. Живо играют мускулы, создается впечатление пробуждающейся энергии. Видно, как всадники готовятся к процессии, седлают и спокойно ведут лошадей, успокаивают горячих скакунов. Фриз выполнен в технике низкого рельефа, но богат живописной моделировкой тел, фигур, одежд. Среди изображений фриза около 250 лошадей и других животных, ни одно из них не повторяет другое. (23; с. 56) [Приложение 7]

Древний Рим создал искусство отличное от искусства Древней Греции. Римляне, как и греки, были язычниками, но их религия и художественная фантазия были прозаичнее, их мировосприятие — более практичным и трезвым. Стены домов и общественных зданий нередко сплошь покрывались фресками. Из мелких кубиков разноцветных камней или стекла составлялись целые мозаичные картины, коврами покрывавшие интерьеры богатых домов. В изображаемых сценах нередко присутствуют всадники на украшенных лошадях, в память военных побед, в честь императоров. Римский скульптор стремился передать торжество победителей, несущих богатые трофеи. С особой тщательностью и достоверностью передавались детали предметов, оружия, одежда, конская упряжь. Лошадь несёт образ величественного прекрасного война, она словно единое целое с человеком. Она — символ власти над миром, императорская лошадь. Мощь и грацию, которые можно также увидеть в скульптуре того времени, прекрасно отображает например конная статуя, которая была отлита около 170 года II века — мужественный образ императора Марка Аврелия и его верного коня, послужившая образцом для последующего скульптурного изображения лошадей. (8; с. 28) [Приложение 8]

Индия, как и другие древние страны, является колыбелью культуры человечества. Культурная история Древней Индии насчитывает более трех с половиной тысяч лет. До наших дней сохранились сооружения из камня — пещерные храмы, мемориальные колонны, украшенные фигурами различных животных, а так же фигурами лошадей. И снова образ лошади подчеркивает власть и силу, и в основном лошадь изображали в военных сюжетах. (35; с. 34) [Приложение 9]

Древний Китай. Лошади были очень важной составляющей жизни китайцев и символизировали собой богатство и власть. И нет лучшего подтверждения этому, чем гробница правителя Цинь Шихуанди (3-й век до н.э.). Он был погребен вместе с приблизительно 7 тысячами скульптур воинов, выполненных в натуральную величину, 600-ми терракотовыми скульптурами лошадей, также в натуральную величину, и с множеством колесниц и оружия. Скульптуры лошадей выполнены очень тщательно, с большой достоверностью, причем каждая наделена индивидуальными чертами.

Китайские художники всегда изображали природу и животных, как например Чжао Юн (кит. трад. 趙雍, упр. 赵雍, пиньинь Zhao Yong, почетное имя Чжунму), около 1360 — китайский придворный художник эпохи династии Юань, знаменитый своими изображениями лошадей. Китайские живописцы внимательно изучали жизнь, всматривались в поведение этих грациозных существ, их нравы и характеры, изображая их с присущей аллегоричностью. Так же китайские мастера украшали погребальные склепы и нередко вмещали все то, что необходимо было умершему при жизни: оружие, посуду, курильницы, зеркала, другие предметы. Здесь были и фигурки всадников, лошадей, многие из которых выполнялись очень искусно, с вниманием к мельчайшим подробностям. Стены склепов покрывали разнообразные рельефы, расположенные горизонтальными рядами, изображающие сцены из жизни героев и императоров, битвы, жатву и охоту. Искусство обработки каменных плит достигало большой виртуозности. На рельефе «Битва на мосту» изображены десятки всадников на породистых лошадях и кони, мчащие легкие колесницы с бойцами и командирами. В образах, полных динамики, чувствуется уверенная рука художника, хорошо прочитываются силуэты, правдиво переданы движения, жесты. Лошадь-воин играла важную роль в китайском искусстве. (12; с. 21) [Приложение 10]

Ассирия — крупное государство Древнего Востока. Известными памятниками ее искусства являются раскрашенные рельефы на плитах, облицовывавших внутренние помещения дворцов ассирийских царей. Рельефы должны были возвеличивать неограниченную власть ассирийского царя. Четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, рельефы повествовали о подвигах легендарного героя, побеждающего льва, о военных походах царей. Наиболее совершенные рельефы украшали дворец царя Ашшурбанипала. Мастерство ваятеля проявилось здесь в особой динамике, чеканной лепке фигур. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, силы. На некоторых древних рельефах, фресках изображены цари, держащие ритоны — сосуды в форме конской головы. Это говорит о том, что лошади так же как и в Греции и в Риме считались признаком власти и превосходства. (5; с. 89) [Приложение 11]

Средневековый мир особым положением церкви предопределил господство религиозного мировоззрения. Новые, значительные перемены в жизни принесло христианство, возникшее в I веке, и с 313 года ставшая официальной религией на всей территории Европы. Все явления и поступки человека сопоставляются художественным сознанием с глобальным конфликтом добра и зла. В средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам. Но также были и исключения из правил, художники, стремящиеся показать красоту лошади.

Прекрасные образы лошадей оставили нам в 15-м веке братья художники Поль, Эрманн и Жеаннекен Лимбурги, создавшие на пергаменте «Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского. Встреча трех волхвов», 1385-1416. Черты позднеготической условности и хрупкой изысканности сочетаются со смелыми жизненными наблюдениями, изображением конкретной, реальной природной среды. Лошади изображены старательно, прорисована каждая деталь их украшений, хоть и нарушены пропорции, и масштабность, что подчеркивает силу и превосходство над другими изображенными на картине животными.