Смекни!
smekni.com

Эволюция образа лошади в анималистическом жанре (стр. 3 из 6)

Еще одно известное произведение средневековья — «Проводник трех королей», 1459, художник Бенозза Гоззолиго. Картина выполнена в готическом стиле и очень тщательно проработана, возможно, ее рисовали с использованием лупы. На ней удалось передать атмосферу веселого и пышного празднества. Лошади на этой картине изображены скорее с акцентом на красоту, чем на анатомическое подобие. И в движениях чувствуется некоторая скованность и неестественность, хотя все это отнюдь не умаляет ценности картины. (30; с. 56-58) [Приложение 12]

Большим разнообразием отличались миниатюры, иллюстрирующие хроники и часословы — средневековые книги. Часты конные изображения, сцены сражений, охоты. Средневековое изображение всадника, воина — воплощение мужества и энергии. В средневековой Европе возникло рыцарство — привилегированный социальный слой. Рыцари несли военную службу, каждый рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогие и довольно тяжелые, зачастую виртуозно орнаментированные доспехи, оружие. Жизнь рыцарей, поединки, турниры, нашли отражение во многих произведениях искусства.

Арабы имеют свое особое отношение к лошади. Их кочевую жизнь нельзя представить без резвых чистокровных скакунов. Арабские породы лошадей ценятся во всем мире. В VII веке средством объединения арабского мира стала новая религия — ислам. Ислам запрещал изображать живые существа, запрещал изображать человека, животных. Хотя это ограничение соблюдалось далеко не всегда, все же оно наложило отпечаток на развитие искусства. [Приложение 13] (18; с. 65)

Возрождение — значительный этап в истории Европы XIV — нач. XVII вв., в основе культуры этой эпохи лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, творческих сил. Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому осмысленное античное наследие. Сложилась реалистическая система в искусстве. Культура Возрождения в основном носила светский характер. Новая концепция мира потребовала от художников освоения анатомии и знания пропорций человеческого тела и животных, поиска гармонии композиции, использования цветовых акцентов для выражения отношения к изображаемому предмету. Все виды искусства переживали бурный подъем. Расцветает живопись, которая раскрывает большие возможности в изображении жизненных явлений, окружающей среды, животных и птиц. Широкое распространение получает гравюра, фреска, развивается станковая картина, где используются масляные краски. Зарождаются историческая и пейзажная живопись. Декоративный рельеф приобретает характер перспективно построенной многофигурной композиции. Именно в эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Создаются конные статуи, украшающие площади городов. Многие и многие мастера Возрождения великолепно рисовали лошадь. Присутствует лошадь в произведениях таких крупнейших художников и скульпторов как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Донателло, Антонио Пизанелло, Паоло Уччело, Андреа Мантенья.

Вот одна из работ Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», копия работы Рубенса. Это утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503 — 1506 годах. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков — авторства Рубенса, сейчас находится в собрании Лувра. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя. Выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, примененных им в изображении этой свалки, ибо люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя. Чтобы появился этот шедевр, Леонардо да Винчи создал больше сотни эскизов и набросков, он тсчательно изучал лошадей, долгое время наблюдал и зарисовывал их движения. В это время образ лошади несколько меняет свою роль в искусстве — теперь это не только воин и символ власти, который подчеркивал могущество человека. Сама лошадь становиться центром композиции. Животному намного больше, чем в средневековье, уделяется внимание художника и зрителя, оно прорисовывается до мелочей, вплоть до каждой мышцы, наделяется эмоциями. (19; с. 98-99) [Приложение 14]

Барокко, художественный стиль, возник в Италии в конце XVI века и оставался преобладающим стилем в искусстве Европы до середины XVIII века. В это время популярны парадные портреты, в том числе конные. Красавцы кони присутствуют и в сложных, динамичных, жизнелюбивых живописных композициях, выполненных с исключительным мастерством, виртуозным фламандцем Питером Паулем Рубенсом, и в великолепных парадных портретах кисти испанца Диего Веласкеса. (23; с. 158) [Приложение 15]

Рококо был завершающей стадией искусства барокко. Наибольшее распространение этот стиль получил в резьбе, лепке, керамике, ювелирных изделиях, мебели, декоративной живописи, скульптуре и графике. Во всех видах искусства так же большой популярностью пользовался образ лошади. (12; с. 19) [Приложение 16]

Классицизм характерен для искусства Европы XVII — начала XIX века. В искусстве утверждается простота, ясность и логичность. Художники ориентируются на наследие античной культуры, как на норму и идеальный образец, совершенный по своей конструктивной логике и прекрасный по форме. Для искусства классицизма показательна тяга к выражению большого общественного содержания. Появляются изображения воинов в доспехах с оружием, нередко на колесницах, верхом на лошадях. Один из великих портретистов XVII века, сэр Энтони Вандайк, также не обошел вниманием в своем творчестве образ лошади. Например, на полотнах «Верховой портрет Карла I» (1638) и «Карл I Английский на охоте» (1635). «Верховой портрет» — необычайно красивая картина, центральным образом ее является великолепный конь, на фоне мощи и красоты которого фигура короля кажется бледной и невыразительной. Конь не изображен с анатомической точностью: у него мощный корпус, стройные длинные конечности и непропорциональная по сравнению с туловищем изящная голова, что, тем не менее, не лишает его красоты. Со второго портрета на нас смотрит король, который только что спешился со своего коня. Хотя на картине изображен всего лишь фрагмент животного, тем не менее, можно заметить, что это красивый, мускулистый и ухоженный конь, который стоит опустив голову, как будто хочет поклониться великому государю.

Еще одним великим портретистом XXVII века, изображавшим лошадей, был Диего Веласкес. Он был приверженцем натурализма в искусстве и стремился изображать природу такой, какая она есть на самом деле, во всех подробностях и деталях. Поскольку Веласкес был придворным портретистом, его основной задачей было рисовать короля и его семью. Одним из известных портретов кисти Веласкеса является «Верховой портрет Филиппа IV» (1636) На нем изображен король, сидящий верхом на гнедом коне, который приподнялся на дыбы. Образы короля и его коня очень выразительны, красочны, детально прорисованы. Богатое убранство короля изображено с такой точностью, что отвлекает взгляд от некоторых анатомических недостатков в изображении лошади.

В первой трети XIX века высокий классицизм, также называемый ампир, достиг наивысшего подъема. Сложившийся во Франции в годы империи Наполеона I, он отличался великолепием, массивностью крупных объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую славу. Примером могут служить полотна французских живописцев Никола Пуссена, Жака Луи Давида, памятник Петру I скульптора Этьена Мориса Фальконе.

С XVII века постепенно анималистические изображения, вначале связанные во многом с пейзажем, натюрмортом, батальным и бытовым жанром, выделяются в самостоятельный жанр. (23; с. 73) [Приложение 17]

Романтизм — художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века, выдвинул концепцию бессмертия зла и вечности борьбы с ним. Во многих произведениях художников присутствуют изображения всадников в красивых военных мундирах, на резвых скакунах. Замечательны, стремительны, волнующи и прекрасны лошади на полотнах лидер французской романтической школы Теодора Жерико. Известный живописец Эжен Делакруа писал лошадей, даря им бури эмоций, которые, при взгляде на его картины не дают оторваться ни на минуту. Лошади запечатлены в движении, как например на его картине «Поединок Гяура с Хасаном» (1826). Два коня, вцепившихся друг в друга зубами, каждый из которых пытается доказать свою силу. Люди, изображенные на картине, теперь имеют второстепенное значение. Композиционный центр сосредоточен на великолепных арабских жеребцах в конюшне. Так образ этого животного окончательно закрепился в искусстве. (15; с. 84-85) [Приложение 18]

Реализм искусства XIX века в Европе, Америке, выражая передовые идеи времени, утверждал эстетические ценности действительности, показывал красоту реальной природы, животных и человеческого труда. Значительный вклад в развитие критического реализма в изобразительном искусстве внесло творчество русских художников-передвижников, обращавшихся и к крестьянской тематике. Популярны изображения животных, они массово тиражируются в виде фарфоровых статуэток, украшений, игрушек, посуды, на почтовых открытках и т. д., становятся объектом коллекционирования. Наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, художники стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства. Анималисты уделяли внимание элементам натуры, которым прежде в живописи не предавали значения. Подробно изучались анатомия, поведение, подчеркивались особенности цвета, фактуры шерсти, художники ставили своих героев в самые острые ракурсы, соревнуясь с фотографией в реализме. Изображение лошади часто встречается на рекламной продукции конца XIX — начала XX века. Наряду с романтическим восхищением красотой, силой и ловкостью животного, определяется стремление к точному изучению животных, нередко в естественной среде их обитания. Многие художники разных стран были сторонниками реализма и создали немало интересных, полных правды жизни произведений.