Смекни!
smekni.com

Эволюция образа лошади в анималистическом жанре (стр. 4 из 6)

Замечательные реалистические полотна с изображением лошади есть у русских художников Николая Егоровича Сверчкова, Валентина Александровича Серова, Василия Ивановича Сурикова, американского живописца Фредерика Ремингтона. Образ лошади достигает пика популярности в искусстве. (8; с. 153-159) [Приложение 19]

Представители импрессионизма, зародившегося во Франции (термин происходит от французского слова, означающего впечатление), стремились запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Ряд интересных произведений с изображением лошадей, скачек выполнил французский художник Эдгар Дега. Интересна его работа «Скаковые лошади перед трибунами» 1869-1872 г. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований, после чего умело передавал эмоции в своих работах. (25; с. 75) [Приложение 20]

Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы — построению пространства, объема, к декоративной стилизации. Как и Дега, любящий изображать сцены скачек и просто обыденную жизнь лошади, его соотечественник и коллега, представитель постимпрессионизма Анри де Тулуз-Лотрек тоже обращался к этой теме в своем творчестве. Например на картине «Укрощение лошади» животное является центром композиции, большими грубыми мазками изображено событие, показаны эмоции как самого коня, так и людей, пытающихся его удержать, кажется, страхом заполнено пространство, как будто вот сейчас конь вырвется из рук людей, и мы больше никогда не увидим его. Сопротивляющееся из всех сил животное показывает нрав, не желая мириться со своей участью. (7; с. 56)

Глава вторая. Изменение образа лошади в XX веке

XX век — век острых противоречий, революций, мировых войн, глубоких социальных конфликтов, разочарований и вместе с тем, век исканий, надежд всего человечества.

Катастрофические события ХХ века показали, как мало значит жизнь человека и жизнь на земле вообще. Зарождается новый этап в развитии реализма, связанного с социалистическими идеями. В этих условиях оказались востребованными опыт и мудрость народа, гонимого, живущего постоянно под угрозой полного истребления, что подтолкнуло Анри Матисса, Марка Шагала и других художников того времени на создание нового.

Фовизм, от французского «fauve» — дикий, был первым из модернистских течений. Его художники выступили против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Протест выразился в остроте композиционных решений, в примитивизме форм, в отрицании линейной перспективы, в цветовой экспрессии. Яркие, запоминающиеся композиции, силуэты фигур, не вписывающиеся в формат, бесконечная вязь узоров, игра цветов и эмоций. Образ лошади и здесь нашел свое место. Например, картина Матисса «Лошадь, всадник и клоун». В этой работе художник выразил праздничную красочность и радость бытия, показав мир танцев, музыки, пестрых тканей, и конечно же лошадь. Центр композиции выражает отрешенность и безудержность. Композиция строго продумана и уравновешена. Все посвящено единой цели — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. (5; с. 203)

Кубизм зародился в Париже в 1907 году. Художники-кубисты исходили из мысли, что в основе натуры лежат простые геометрические объемы. Интересные изображения лошади в стиле кубизма можно увидеть в некоторых работах французов — художника Пабло Пикассо (1881-1973) и скульптора Раймонда Дюшана-Вийона. Скульптура последнего — это причудливое построение, созданное при помощи различных стереометрических форм, прекрасно передающее эмоции. (17; с. 76, 86)

Футуризм как художественное течение, отрицал традиционную культуру и провозглашал культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, энергии, силы. Футуризм родился в Италии. (14; с. 92)

Экспрессионизм — отклик на острейшие противоречия эпохи, мировые войны, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Технический прогресс прогрессивные художники экспрессионизма восприняли как бич, ужас, историческое наваждение. Их композиции полны резких контрастов света и тени, форма упрощена, насколько возможно, интенсивный цвет, судорожные ритмы.

Один из лидеров экспрессионизма, немецкий живописец Франц Марк многие свои произведения посвятил изображению лошади. Главная тема, которой он придавал мистико-символическое значение, — изображение животных в окружающей их природе. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряженным колоритом из-за присутствия нескольких основных цветов, отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений, это можно наблюдать на его картине «Башня синих лошадей» (5; с. 28)

Модерн — стилевое направление в европейском и американском искусстве. Его отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Конный рыцарь в полотне «Золотой всадник» австрийского живописца Густава Климта (1862—1918), представителя стиля модерн, — это декоративно-плоскостная силуэтная символическая композиция, подчиненная орнаментальному ритму мозаичных цветовых пятен. (9; с. 78)

Появляется абстракционизм, он становится одним из основных модернистских течений в искусстве. Художники-абстракционисты принципиально отказались от изображения реальных предметов. Согласно философии абстракционизма, духовная энергия космоса, являющаяся основой мироздания, рождает порядок из хаоса и не может проявиться в устойчивых вещественных предметах. Теперь от предмета остаются только абстрактные свойства — форма, цвет и т.п. — которые могут комбинироваться с аналогичными свойствами других предметов. В результате на смену реальному предмету, существующему в пространстве и времени, приходит комбинация чистых линий, форм и цветовых пятен, не соответствующая, вообще говоря, никакому реальному объекту. Из этого следует, что беспредметность в абстракционизме не означает неизобразительности: все графические и цветовые элементы, в конечном счете, заимствуются из каких-то реальных объектов, у которых они отражают какие-то свойства. Таким образом, речь идет об отказе от изображения предметов, но не свойств. Символом этой энергии у Василия Васильевича Кандинского стала синяя лошадь. (15; с. 67, 69)

Сюрреализм, как художественное направление, сложился во Франции к середине 1920-х годов. Сюрреалисты апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств, проповедовали иррационализм художественного творчества, призывая художника довериться стихии сокровенных грез, интуитивных «озарений». Лошади в работах Сальвадора Дали (1904—1989), испанского художника, крупнейшего представителя сюрреализма, удивительные, запоминающиеся, переданы то предельно реалистично, в сильном ракурсе, летящими на зрителя, то фантастически, словно выросшими из облака, на неимоверно длинных ногах-ходулях.

Абстракционизм и сюрреализм получили широкое распространение в Европе и США. (38; с. 167)

В 1960-70-х годах в США, а затем и в других странах, распространилось множество художественных течений, вышедших в основном из поп-арта и объединенных нигилистическим отношением к традициям мирового изобразительного искусства. Крупным течением в искусстве США стал трансавангард 1970-80-х годов, называемый также постмодерн, провозгласивший возвращение к традиции и традиционной изобразительности, настаивающий на своей близости к массовому сознанию и вкусам толпы (14; с. 5)

Глава третья. Образ лошади в модернестском направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина.

Использование образа лошади в современном искусстве рассмотрим на примере полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».

Это самая известная картина художника, написанная в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины,

а также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.