Федеральное Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Омский Художественно-промышленный колледж»
Эволюция анималистического жанра в искусстве на примере образа лошади
Выполнила
Школьникова Татьяна Дмитриевна
Преподаватель
Семёнова Елена Игоревна
Омск 2009
Содержание
Введение
Глава первая. История образа лошади
Глава вторая. Изменение образа лошади в XX веке
Глава третья. Образ лошади в модернестическом направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина
Заключение
Приложение
Использованная литература
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению эволюции анималистического направления в искусстве от древних времён до наших дней на примере образа лошади. Цель работы — познакомится с репродукциями картин и текстовым материалом об истории образа лошади, о многих художниках, о художественных стилях, влиявших на эти изображения, провести сравнительный анализ изображений и изменений данного образа под влиянием времени и традиций разных эпох.
Анималистический жанр или анималистка, а иногда также анимализм (от лат. animal — животное) — изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного, например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе, рассмотрим эти и другие задачи в искусстве на примере изображения лошади.
Среди животных — лошадь, несомненно, самый популярный объект изображения. В живой природе нет более прекрасного животного. Образ лошади традиционен для искусства многих стран. Лошадь постоянно рядом с человеком, во всей его мирной и военной истории, в работе и на отдыхе. Лошадь была приручена человеком в древнейшие времена, ее обожествляли, ей поклонялись, ставили памятники и писали картины, посвящали стихи.
О ней накоплена богатая иппическая литература. Лошадьми наполнены античные и языческие мифы, христианские легенды, народные песни, сказки. Красивая, быстрая лошадь всегда стоила дорого.
Многие и многие произведения искусства посвящены воплощению образов лошади и всадника. Их можно видеть в произведениях разных жанров: парадного портрета, исторического, батального, пейзажного, бытового и конечно анималистического. Многообразие изображений лошади, распространенные по всему миру, имеют свою историю, не менее глубокую, интересную, чем у любого другого подробно исследованного жанра искусства. Изображения лошади можно встретить на старинных и современных монетах, печатях, гербах, эмблемах, торговых марках. Кони венчают и триумфальные арки, и фронтоны зданий, и крыши деревенских изб.
Среди художников, рисовавших, писавших, ваявших лошадь, великие имена Фидия, Донателло, Леонардо, Дюрера, Веласкеса и других мастеров.
Уильям Хогарт, английский художник, теоретик искусства, в своем трактате «Анализ красоты» писал: «... животные, сложенные наиболее изящно, всегда выигрывают в скорости. Из этих последних самыми прекрасными примерами являются лошади... Это благородное создание занимает первое место среди животных, и это лишь согласуется с закономерностью природы, отметившей наиболее полезное из всех животных также и наибольшей красотой».
Лошадь в разное время для человека была символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти, атрибутом моды. Как верно заметил Гейне: «Век иной — иные кони...». В наши дни за образом свободно скачущей лошади прочно закрепилось представление символа быстрого бега времени, времени безвозвратного, того самого, которого всем не хватает. Изображения животных в некоторых видах искусств, можно сказать, переживают настоящий бум. Все больше появляется произведений искусства анималистического жанра, красочных фотоальбомов, книг, фильмов о жизни животных, создаются музеи, организации, изучающие и охраняющие природный мир.
Изображение животного — довольно сложная задача даже для художника. Лошадь, как может показаться, это просто: голова, шея, грива, тело, ноги, копыта и все остальное, как обычно. Легкий набросок, даже с использованием фотографий, потребует определенных навыков, знаний. Арабская, английская, орловская, американская, першерон, клейдесдаль, финская, пони... Семейство лошадей насчитывает более двухсот пород, имеет множество мастей. Изображая лошадь, необходимо знать особенности ее поведения и движений, экстерьера, строения тела и анатомии, устройства седла, сбруи, упряжи, многих других вещей. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Процесс создания художником изображения человека, природы, животного мира есть процесс познания.
Стили, господствовавшие в искусстве, влияли и на внешний вид, одежду, снаряжение всадника, и на убранство, сбрую коня и, конечно же, на их пластическое отображение в произведениях изобразительного искусства. Над этими произведениями искусства работали живописцы, скульпторы, графики на разных континентах, в разных странах, в разные времена и эпохи, зрелые мастера и самодеятельные художники, мастера народных промыслов. Разные по воплощению, они имеют общие черты, созданы по общим законам и правилам изобразительного искусства. Художники, изображавшие лошадь, основное внимание уделяли художественно-образной характеристике животного, ее повадкам, среде, в которой она существует. Часто они наделяют животное поведением и переживаниями, свойственными людям. Образ изображаемого животного на протяжении времени меняется: от незатейливой копии внешнего облика, представления о животном, как части дикой, подчас суровой природы, до дружеского, с ярким внутренним миром, очеловеченного отображения, когда значение животного для человека выросло до уровня спутника, друга, делящего с ним и радость, и невзгоды.
Сегодня, в начале нового века и нового тысячелетия, во времена машин и новейших технологий, без изобразительной информации невозможно представить нашу жизнь. Классические приемы и правила работы над изображением — карандаш, кисть и краски, бумага и холст — все чаще сменяются на особенные приемы, новейшие материалы, инструменты, например клавиши компьютера, на экранное, электронное или иное изображение. В поисках выразительности художник, независимо от творческого метода, принципов работы с натуры или по представлению, непременно обращается к истории изобразительного искусства, произведениям своих предшественников, к их опыту, знанию и умению в изображении аналогичного объекта.
Глава первая. История образа лошади в искусстве
Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображения животных. Для первобытных изображений типичны массивные коротконогие фигуры лошадей, бизонов. С началом применения в первобытных росписях двух красок — черной и красной, делаются первые попытки перспективного изображения. Торс животного изображается в профиль, а рога и копыта — в фас или три четверти. Контурная, плоскостная живопись постепенно заполняется деталями. Параллельными штрихами делаются попытки изобразить шерсть, применяются оттенки желтой и красной охры. Рельефный контур подчеркивает некоторый объем, складки тела животного. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей, мергелем. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. (2; с. 83 ) [Приложение 1]
В палеолите лошадь была наиболее изображаемым животным. Примерно в XII тысячелетии до н. э. искусство росписи пещер достигает своего пика. До нас дошли грандиозные анималистические ансамбли, покрывающие своды глубоких пещер. Непосредственность, «портретность» образов диких животных, говорит о сознательном стремлении к живости и достоверности, наблюдательности, знании характера животных, их анатомии. Царство диких животных, изображенных на стенах пещер, — живая картина повседневно наблюдаемого художником-охотником мира. Конечно же, люди, способные создавать такие замечательные изображения, настоящие произведения искусства, видели в животных не только лишь «мясо», готовое к употреблению. Древние изображения, например такие, как росписи пещеры Ласко во Франции, сделаны убедительно, живо и подчас виртуозно. Точность рисунка, порой лишь несколькими штрихами передающего движение, ракурс, элементы эмоционального состояния, не перестают удивлять наших современников, мы видим в этих изображениях первобытных лошадей. Открытые в конце XIX столетия, росписи долгое время оставались непризнанными. (1; с. 145-146) [Приложение 2]
С наступлением неолита — более поздней эпоха приручения животных — изображения лошадей носят иной характер. Рисунки обобщаются, становятся более статичными, больше играют роль символа. Менялось и содержание, структура духовной жизни человека. Человек меньше стал верить в силу магических действий, начинает складываться культ природы, вера в различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Для изображений становятся характерными упрощенность, стилизация. Но лошадь остается одним из главных персонажей. (1; с. 146-147)
Железо, открытое в начале I тысячелетия до н.э., способствовало значительным переменам в деятельности человека. Образ лошади продолжает играть важную роль в видах искусства. Пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей, в которых обильно представлены роскошные украшения с изображением лошадей. Здесь можно встретить предметы, выполненные с профессиональной виртуозностью. Усиливается декоративность, орнаментальность, усложняется композиция. Многочисленная мелкая пластика из металла связана с религиозно-магическими и мифологическими представлениями народов. Изображения лошади часто встречаются в изделиях скифов из золота, серебра, бронзы — украшениях, оружии, сосудах, посуде. Скифский мастер обобщенно передавал образ животного, но в близких натуре формах, жизненно, с ясным и четким силуэтом, орнаментируя второстепенные детали. Конская голова украшала скипетры скифов — символы власти. (1; с. 148) [Приложение 3]