Однако отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек – это одновременно и природное и социальное существо. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. В результате культура человека ведет, определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.
В процессе культурного изучения и отражения жизни происходит переход от целостного видения к «дробному». И в период наибольшей дробности, «мозаичности» в культуре возникает новая тенденция – постепенно совершается поворот от принципа раздельного видения жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенности на связях. Об этом повороте наиболее ярко свидетельствует возникновение в культуре экологии или экологического подхода к отражению действительности[11].
Суть обновления, вносимого экологическим проходом в культуру, заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений к анализу связей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязанности, взаимозависимости. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода в выработке и использовании нового пути гармонизации жизни – социальной и биологической – через совершенствование связей между явлениями.
Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период «разобщенного знания». Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных «фрагментов» жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению современной экологии. Фрагменты экологического знания постепенно преобразуются в систему знания о процессе воспроизводства жизни, о гео-био-социальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни[12].
Таким образом, мы дали определение понятию экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
Очень правильной фразой в отношении экологической культуры является фраза: «Хочешь переделать мир – начни с себя». Именно она дает настрой на активную жизненную позицию.
В настоящее время проводится много тестирований, анкетирований и исследований уровня экологической культуры у различных слоев населения – школьников, студентов, преподавателей и др. Приведем данные из одного такого исследования. Оно было проведено среди детских библиотекарей города Москвы. Им раздали 40 анкет, из которых заполненными вернулись 17. Что уже само по себе показательно. Что-то помешало отнестись к анкетированию серьезно. Неужели то самое отсутствие экологической культуры или активной жизненной позиции? А может быть, вопросы анкеты показались сложными? Итак, рассмотрим полученные результаты[13].
На вопрос: «Вы считаете себя экологически культурным человеком?» из семнадцати опрошенных лишь девять считают – да. Ответы остальных носят нерешительный характер: скорее да, чем нет; недостаточно; возможно; отчасти; не слишком.
Это вполне объяснимо: критерии оценки (на данном этапе) практически отсутствуют. Наверное, этот вопрос должен был быть последним. Поскольку, ответив на все остальные, выявить уровень собственной экологической культуры было бы легче.
На вопрос «Часто ли Вы задумываетесь о проблемах экологии в повседневной жизни?» 13 респондентов ответили часто, не очень – 4. Двое не ответили.
На вопрос «Беспокоят ли Вас: экологическая безопасность Вашего жилища, экологическая чистота продуктов питания, культура потребления в целом?» все ответили утвердительно. Примечательно, что культура потребления волнует несколько меньше.
На вопрос «Волнуют ли Вас глобальные экологические проблемы?» большинство (12 человек) ответило, что да, четверо к ним равнодушны. Кстати, это те же респонденты, которые не задумываются об экологических проблемах в повседневной жизни. Один не ответил.
На вопрос «Важен ли для Вас уровень экологической культуры окружающих Вас людей?» все респонденты ответили положительно. Для многих экологическая культура является частью общей культуры человека.
На вопрос «Как Вы оцениваете (по каким признакам) уровень экологической культуры человека?» были даны следующие ответы: по поведению в доме, во дворе; по уровню экологических знаний и применению их в жизни; по чистоте своего рабочего места, уважительному отношению к окружающей среде; по желанию человека свести ущерб от своей деятельности к минимуму; по неравнодушному отношению к природе и по чистоте своего города; по элементарной чистоплотности и соблюдению личных санитарно-гигиенических норм.
На вопрос «Беспокоит ли Вас уровень собственной экологической культуры?» пятнадцать из опрошенных респондентов никакого беспокойства не испытывают. Четверо ощущают потребность в повышении уровня своей экологической культуры.
На вопрос «Что Вам необходимо для повышения своей экологической культуры?» все единодушно сетуют на отсутствие времени для самосовершенствования в этом направлении. Основным способом повысить уровень своей экологической культуры они считают просмотр телепередач и чтение литературы. В одной анкете упомянуты встречи со специалистами и лекции. Другие варианты отсутствуют. Данные ответы наводят на мысль о том, что респонденты не видят разницы между экологической культурой человека и экологической образованностью.
На вопрос «Привлекает ли Ваше внимание информация экологического характера в книгах и в периодических изданиях?» из ответов следует, что большей популярностью пользуются материалы из периодических изданий. Это и понятно. Они, как правило, посвящены самым «горячим» темам и помогают ориентироваться в современной экологической ситуации, решать насущные бытовые проблемы. Да и времени на их прочтение требуется меньше.
На вопрос «Прививаете ли Вы экологическую культуру своим домашним? Как Вы это делаете?» были даны следующие ответы: веду беседы; веду разъяснительную работу, застав «на месте преступления»; предлагаю интересную книгу или статью; воспитываю собственным примером. Также отмечена польза от совместного просмотра телевизионных программ.
На вопрос «Считаете ли Вы экологическую культуру одной из профессиональных черт библиотекаря?» был получен единодушный положительный ответ.
На вопрос «Экологическая культура – что это, по-вашему?» были даны ответы: знания по экологии. Неравнодушие к будущему. Не отравлять жизнь другим. Самокритичное отношение к себе. По мере сил сохранять природу. Пропаганда экологических знаний. Любовь к своей малой родине.
Итак, попробуем подвести итоги. Очень даже симпатичный с экологической точки зрения получился у нас библиотекарь: он неравнодушен к разного рода экологическим проблемам; занимается своим экологическим образованием; активно воспитывает экологически своих домашних; обращает внимание на экологическую культуру окружающих; старается бережно относиться к окружающей среде.
Ответы на последний вопрос дают представление о том, что каждый человек по-своему понимает, что такое экологическая культура. Однако если сложить все полученные ответы, то может получиться довольно простое и полное определение экологической культуры.
Итак, мы можем заметить, что в современном мире экологическая культура действительно становиться мерой нашей цивилизованности, а также очень важной частью общей культуры человека. Без знания экологической культуры, человек становится неполной личностью.
Так как же формируется экологическая культура личности. Попробуем разобраться в этом.
Как уже отмечалось выше, развитие научно-технического процесса привело людей к нарушению ими той критической грани в отношении общества к природе, когда это отношение ухудшает, а в перспективе может и полностью уничтожить природные условия, без которых жизнь человека невозможна. В истории человеческой цивилизации наступил период, когда общество вынуждено осознать и четко соизмерять свою активность с возможностями природы[14].
В нашей стране экологическая безопасность граждан России постоянно снижается. Это наиболее заметно проявляется в ухудшении качества среды обитания человека, ведущей к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения; а также в образовании новых обширных по территории зон экологического неблагополучия и бедствия, росте социальной напряженности в результате неблагополучной экологической обстановки. Поэтому в российском обществе на первый план выдвигается социальный заказ на формирование личности граждан, обладающих экологическим мышлением, нужными для этого индивидуальными качествами, установками сознания, определенным мировоззрением, т.е. имеющим современную экологическую культуру[15].