Но, к сожалению, теперь и в России и природа, и культура находятся, особенно сегодня - в “пост советский” период, под угрозой расчленения и вытеснения из сознания людей и даже более того - гибели. Чем больше выпускается книг, тем меньше, тем невнимательнее их читают. Чем большие технические возможности открываются для театра, кинематографа, живописи, скульптуры, - тем парадоксальнее исчезновение из нашей жизни естественной близости и тяги человека к прекрасному. К этим мыслям уместно привести фрагменты из одного стихотворения известного русского поэта Николая Гумилева:
... Что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти все мимо, мимо.
Н. Гумилев
Сопоставление этих слов русского поэта со сложившимися реальностями современной России наводит на грустные мысли.
В России сегодня, как никогда, надвигается катастрофа культуры. Сколько бы ни писали ученые, сколько бы ни говорили об экологии культуры, ситуацию нелегко исправить. Уничтожение отечественной культуры идет извне (в том числе “внутренними” силами), целенаправленно и масштабно, рука об руку с насилием над природой, с объявлением победы над еще совсем недавно естественно-закономерным путем сформированной, окрепшей и расцветающей советской культурой. Беспощадно и неоправданно уничтожается все, что создавалось творчеством целых поколений деятелей науки, культуры и искусства лишь за то, что они принадлежали к Советской эпохе. Жутко игнорируется то, что науку и культуру следует рассматривать не сквозь призму политических параметров и факторов, видоизменяющих общество, а как общечеловеческое достояние - проявление и одновременно основание уходящего корнями в историю и традиции народа экосознания человека, его экологичности. Мы понимаем, что когда в обществе идет необходимый, но хаотичный процесс трансформации экономических и общественных систем, тогда столь же закономерно и не менее хаотично параллельно происходит трансформация нравственных ценностей человека. Но ведь ни в коем случае нельзя допускать игнорирование нравственных общечеловеческих ценностей, к каковым принадлежат культура, экосознание! Такое всегда приносит хаос и катастрофу в жизнь любого общества. Нужно признать, конкретно исследовать и распространять эту истину всемерно: в основе всякого благополучия лежит нравственное начало.
Рассмотрение проблемы в данном аспекте приводит любого мыслящего человека к таким выводам, что российскому обществу на данном этапе его развития противоестественно навязываются новые, враждебные для него начала нравственных отношений. Под прикрытием так называемой “рыночной экономики” лукаво внедряются явно не соответствующие ее историческому менталитету экономические и иные общественные отношения. Именно поэтому процесс трансформации общественных систем в современной России сегодня протекает так драматично. Еще вчера всесторонне процветающая и мощнейшая в мире держава - страна Советов превратилась в страну с катастрофическим кризисом во всех сферах жизни, в том числе и в культуре.
Разрушать проще, чем созидать. Разрушительный мощнейший удар обрушился на отечественную культуру с приходом к власти так называемых демократических реформаторов. За последние десять с лишним лет была фактически унизительно смещена или морально сломлена культурная элита страны Советов. Множество известных советских ученых, архитекторов, художников, скульпторов, поэтов, композиторов, кинематографистов - за исключением рвачей и “хамелеончиков”, за свои идейные убеждения были фактически лишены элементарных конституционных прав трудиться, и если кто-либо из них начинал осознавать трагедию своего народа и пытался об этом громко заявлять, - они тут же лишались и лишаются по сей день этих прав. То есть для них, как режиму не угодных, закрыты все театры, музеи, издательские учреждения, выставки, концертные залы и центральные СМИ, особенно телевидение. Просто для них закрыто все. Нет для них эфирного времени, а для пропаганды и агитации псевдокультуры нового так называемого “демократического толка” - сколько угодно. Почти весь эфир радио и телевидения, так же, как и театр, кино, литература и вся желтая пресса, перенасыщены пропагандой и агитацией чуждых русскому человеку “ценностей”. В результате этого за короткий промежуток времени в современной России, наравне с общей катастрофой экологии природы, наличествует более страшная своими вероятными последствиями - катастрофа экологии культуры.
Общеизвестно, что рождение, появление крупного писателя, философа, художника - это итог сложнейшего исторического процесса, на который уходят не годы образования какой-либо даже очень одаренной индивидуальности, а столетия возделывания культурного пространства, “удобрения” целыми поколениями культурной почвы. Как для леса в живой природе необходим лесной подрост, как его нормальную жизнедеятельность питают подземные воды, так и гения культуры взращивает целый органический слой, его появление есть результат генетического общественного процесса. Уничтожение же этого плодоносного слоя, его разрывание, наконец, идеологическое отравление подпочвенных вод заканчиваются трагически и для вершин, и они исчезают, засыхают на корню, а новые - не появляются, не способны, видимо, появиться еще долго.
Это - цветочки по сравнению с тем, что ожидает нас в результате катастрофы экологии культуры в российском экосоциальном пространстве в ближайшие годы.
Прочное срастание политики и культуры, превращение культуры в политику - таков современный климат, в котором вызревает мертвый урод - мутант так называемого “демократического реализма”, уничтожающего плодоносные культурные слои.
Для того, чтобы личность, индивидуальность не могла развиваться свободно, то есть проявлять самостоятельность в творчестве, государством созданы и создаются такие условия жизни, в которых люди творческого труда, деятели науки и культуры в поисках хлеба насущного стали вынуждены наниматься, как рабы, создавать дешевую товарную продукцию и выдавать ее за шедевры культуры. Если они не сумеют реализовать это в России, то они вынуждаются искать пристанище в других, менее развитых в культурном отношении странах. Это вызвало неслыханную миграцию, утечку деятелей культуры и искусства, специалистов как внутри страны, так и за рубеж - в поисках “капиталистического рая”.
Миграционная же политика привела к обрыву нити народной культуры, к уничтожению органической почвы фольклора.
Народная культура в средствах массовой информации высмеивается в образе пьяного мужичка с гармошкой или более современного, но еще менее привлекательного “совка”. Народ тем самым превращается в население, лишенное своей территории, своих обрядов, своих гнезд. Часть этой обескультуренной массы хлынула в города и пополнила собой ряды безработных и бомжей городского населения, потеряв свою культуру и не обретя новой.
Страшному разрушению подвергается и сам русский язык - основа и живая память культуры. Язык Пушкина отравлен безнравственным ново язом, испорчен, примитивизирован, упрощен - и фонетически, и синтаксически, и фразеологический. Мало-мальски культурный русский человек диву дается, когда слушает прямые трансляции с экранов телевидения и радио, какими жаргонами и словоблудием затуманивают мозги своим избирателям эти законодатели, министры, президенты и президентики “новой” России. Никто не возражает. Почти все привыкли к ново язу. Да и в самом деле, по словам Э. Фромма, “...разве может отдельный человек всерьез начать жизнь по законам совести, если целые нации, претендующие на роль защитников морали, в своих действиях игнорируют нравственные заповеди? Нет. Если спит совесть нации, то неизбежным следствием этого будет молчание каждого отдельного гражданина, ибо совесть неделима, как сама истина”... В это время идет процесс полного морального разложения и деградации российских граждан, в том числе молодежи и интеллигенции. Сферы культуры и науки умышленно поставлены на грань вымирания. В результате символического “остаточного принципа“ - ничтожного бюджетного финансирования отраслей культуры и науки в России искусственно созданы такие условия, когда работники культуры и науки стали вынуждены придавать вновь создаваемым культурным и научным ценностям “товарный вид”, чтобы получить за это рыночную цену.