Смекни!
smekni.com

Экология культуры (стр. 11 из 57)

Таким образом, инструментом государственной культурной политики стал господствующий рыночный принцип - выживание любой ценой.

Сегодня можно сказать, что действующий во всех субъектах Российской Федерации и считающийся необходимым принцип - “выживает сильнейший”, знакомый нам как “закон джунглей”, находится за рамками всякой культуры и относится к вандализму, имя которого - “дикий капитализм”. Он способен порождать лишь деградацию человечества, ведет к самоуничтожению всякой культуры и цивилизации.

Если представить себе культуру как возделываемую многими поколениями почву, то она уже эрозирована, полностью обезображена. Остатки гумуса с российского ландшафта варварски соскребываются и вывозятся на экспорт. Взамен, обильно и даже с извлечением огромной прибыли, импортируется чуждая русскому человеку западная псевдокультура.

К нашему великому сожалению, надо признать, что российский народ сегодня переживает культурный общенациональный и религиозный геноцид, тогда как православная Россия исстари была очагом славянской культуры.

Религия и культура, как духовные составляющие массового сознания общества, неразрывно связаны между собой. Они представляют собой мощные факторы формирования нравственного облика человека, выражают общественное отношение к идеалам и ценностям, выходящим за рамки материальных и познавательных потребностей социума. Сам факт активного многотысячелетнего проявления религии и искусства в истории общества убеждают в том, что в них нашло свое отражение некое реально существующее и присущее природе человека ценностное отношение к Истине, Добру и Красоте, заключенное в первоосновах внутреннего мира человека.

В самом общем виде можно констатировать, что религия и культура отражают ту граничную связь нашего материального мира и мира трансцендентного, в которой представлено взаимодействие приобретаемых подсознательных и врожденных бессознательных компонент неосознаваемой части внутреннего мира человека. По сути, это свидетельствует о том, что в основе как религии, так и культуры лежат врожденная, укорененная в генах бессознательная способность к состраданию, потребность сопереживания, приобретенные неосознанно в опыте общения и закрепившиеся в подсознании, а также когда-то осознанно воспринятые ценностные нормы. По мере утверждения объединяющей роли религии в ходе ее исторического становления эта главная сущностная компонента духовности общества начинает дополняться формирующимися в обществе значительно более социально обусловленными компонентами, приобретенными неосознанно в опыте общения и закрепившимися в подсознании, а также когда-то осознанно воспринятыми ценностными нормами. Это означает все большую зависимость религии от материальных и интеллектуальных потребностей конкретного общества, в котором функционирует и развивается религия, и постепенную утрату религией роли объективного духовного ориентира.

В подтверждение данных соображений считаю уместным привести некоторые статистические показатели изменения религиозной принадлежности населения мира за последние 100 лет: ХХ век стал веком не взлета какой-либо религии, а, скорее, веком отхода от религии, веком агностицизма и неверия.

По расчетам американских демографов и социологов, доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет с 1,3 до 9,1 %. В соседней Канаде доля тех, кто не отнес себя ни к одному вероисповеданию, выросла в 1931-1991 гг. с 0,2 до 12,55 %. В Финляндии доля не принадлежащих ни к одной религии выросла в 1975-1995 гг. с 6,5 до 12,3%, в Австрии в 1971-1991 гг. - с 4,3 до 12%, в Германии в 1970-1998 гг. - с 2 до 25%, в Великобритании в 1983-2000 гг. - с 31 до 44 % (при этом число приверженцев англиканской церкви упало за 17 лет на 40%). Упадок религии имел место и в Восточной Европе. В Чехии и Моравии в 1999 г. 55% населения заявили о не принадлежности ни к какой религии. В России (по данным Института социологии РАН) в 1991-1999 гг. доля россиян, посещавших церковь хотя бы раз в месяц, оставалась неизменной и находилась на уровне 6-7%, а доля россиян, которые практически не посещали церкви (раз в год и реже, а то и никогда), снизилась с 86% в 1991 г. до 74% в 1999 г.

Самым сенсационным итогом ушедшего ХХ века явилось то, что центром мирового отхода от религии стала не Европа, а Юго-Восточная Азия: три четверти населения Китая и Северной Кореи, две трети населения Вьетнама не относят себя ни к одной религии; в Японии, по данным опроса 1996 г., таких 46,6% , в Гонконге - 64%, в Сингапуре - 14,8%, примерно такой же процент неверующих на Тайване. В тех странах, в которых не было даже намека на государственный атеизм, наблюдается упадок религиозности. Он затронул в первую очередь традиционный протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Доля последователей этих конфессий в Европе упала за 100 лет с 23 до 10%. Напротив, при резком падении доли традиционных протестантов доля неопротестантов-сектантов (свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов, пятидесятников, рамаистов и прочих) резко выросла за последние 100 лет, так же, как доля нехристианских сектантов: бехаистов, спиритов и прочих.

Наблюдается рост последователей ислама - с 13 до 19,5%, в основном за счет высокой рождаемости и снижения смертности. Сравнительно меньший рост религиозности наблюдался в странах распространения индуизма, где рост верующих за 100 лет составил 1%.

Доля иудеев в мире упала за 100 лет почти в три раза. И главная причина этого - отнюдь не так уж сильно преувеличенный холокост, а ассимиляция и свойственная евреям высокая степень склонности к мутациям, приспособляемость к меняющимся (или вообще новым) общественным условиям. Только в США, по официальным данным, живут более 10 млн. граждан еврейского происхождения, но в учет еврейских организаций попадает лишь 5,9 млн., так как остальные никак не участвуют в деятельности религиозных еврейских организаций. Естественный прирост у евреев также один из наиболее низких в мире. Кроме того, евреи - одна из самых атеистических национальностей: по данным международного исследования, в 1991 г., на “исторической” родине иудеев - в Израиле, оказалось 25,6 % не верящих в бога, не говоря об их численной принадлежности к религии в других странах мира.

В общем, итоги изучения динамики изменения религиозного состава населения мира с 1900 по 2000 г. свидетельствуют о том, что с ростом уровня разума человека, с ростом интеллектуализации его жизнедеятельности религиозный фактор уступает свою господствующую роль культуре и науке. Это можно полагать закономерным эволюционным процессом развития человечества, однако, но резкое отрицание и списание исторических заслуг религии в жизни человечества недопустимо. Разумный человек обязан осознать эволюционность процессов своего естественного развития, совершенствования. Следовательно, религию еще длительное время следует использовать как элемент культуры, средство формирования истинно-гуманных нравственных начал. Вместе с тем следует освободить ее от излишнего фанатизма, догматов, не вписывающихся в современный уровень экосознания. В таком виде “столбовые” религии (прежде всего, христианство) еще послужат человечеству. В истории человечества непременно настанет время, когда религия станет обузой для разумного человека и тогда она сама отомрет навсегда.

Вернемся к российским реальностям в отношении к религии. Для русского народа христианство исстари было мощнейшим фактором культурной деятельности, могучим катализатором высочайшего взлета искусства. Она способствовала формированию ее культуры, искусства. Строительство церквей, например, было свидетельством архитектурного гения народа - трудно обнаружить хоть одну церковь, поставленную случайно, без поистине чудесной “привязки” к пейзажу природы. Духовные песнопения, церковная музыка, иконопись, мозаика и фрески русских храмов, монастырское книгоиздательство - вся эта культура, создававшаяся веками, сегодня отдана на растерзание коммерческим структурам, которые, на глазах разуверившихся прихожан, хищнически присваиваются и распродаются на аукционах за бесценок. Ради ненасытной наживы в структурах христианских церквей плодятся всевозможные псевдорелигиозные мошеннические конфессии и секты, которые преследуют только обогащение, ценой ограбления русской национальной культуры. Они неустанно и заботливо пекутся якобы о пропаганде христианской религии, в самое эффектное и дорогостоящее эфирное время, на всех центральных радио- и телеканалах, часами проповедуют религию, в роскошном товарном виде издают и распространяют бесплатно различного толка религиозную литературу на всех языках, что парадоксально, но факт. А взамен скупают за бесценок и продают на Западе исконно русскую церковную утварь, христианскую иконопись и другие шедевры национальной культуры.

Трагедия христианской культуры, уничтожение духовной первоосновы общественной морали - отдельная, большая и очень важная тема, она еще ждет своего исследователя. Разговор об этом - особый, хотя именно в этом, в христианском начале русского народа мы видим один из ростков надежды на то, что именно русский народ, на руинах варварски разрушенной нашей традиционной отечественной культуры, сумеет возродить Родину, восстановить великие духовные и нравственные ценности. Мы также уверены в том, что случится это скоро, но лишь тогда, когда великий русский народ прозреет и вновь ощутит себя законным лидером всего христианского мира - вернется к истокам добра и счастья на Земле - к возрождению и материализации идей Киновии, к социальной справедливости и равноправию людей на планете Земля.

В глубинных пластах экосоциальной системы России коренятся, еще до конца не осознанные, естественные мощнейшие природные силы, которые, подобно дремлющим вулканам, ждут своего часа извержения. По нашим наблюдениям на Российскую экокультуру, они настолько так глубоко явствуют в сознаниях русского человека, что дату извержения этого “вулкана”, не сможет предсказать ни один иноземный оракул, ни одна современная сейсмическая станция, кроме сердечной души самого Русского человека, православного христианина. Дело в том, что огромное сердце разума Российского этносоциального “вулкана” незаметными узами навсегда и прочно связано с сердцем каждого русского человека. И лишь тогда, когда разум большинства из них прозреет от надвигающейся катастрофы, воочию увидит свою безысходность и реальную опасность, вот тогда и эти тайные нити сердец колыхнется, и тогда немедленно начнется извержение этого дремлющего “вулкана”, мощнейшая огнедышащая лава которой сметет со своего пути всю нечисть, которая подобно упырям долгие годы высасывала и высасывает кровь из сердец истинных христиан. Под этим вулканом мы подразумеваем и называем древнеславянскую христианскую культуру, ее религию, ее любовь к природе, к человеку праведного труда, которая, как нам представляется, глубоко сидит в генах каждого русского человека. Ее практически невозможно уничтожить до тех пор, пока в жилах у последнего славянина течет, самой ее родной природой освященная, последняя капля крови.