Смекни!
smekni.com

Экология культуры (стр. 17 из 57)

А все дело в подмене экономики хрематистикой - в дозволенном властями разграблении общенационального достояния кучкой “олигархов” и крупных чиновников, начиная с абсолютно незаконного присвоения (“приватизации”) природной ренты в добывающих сырье и, в частности, топливо отраслях. В сфере обращения властвуют банды спекулянтов, перекупщиков, держателей неизвестно откуда взявшихся у них “больших денег.

Посредствующие звенья между сферой производства и сферой потребления не ограничиваются присвоением причитающихся им издержек обращения. Оккупировав рынок, они устанавливают монопольные цены, грабя потребителей “на законных основаниях”, а эти основания создают тем, что фактически блокируют доступ к рынку производителя, который мог бы сбить непомерно завышенные розничные цены; для этого используются насилие, угрозы, различные преступные действия. По свидетельству председателя колхоза “Заветы Ильича” Лотошинского района Московской области Д.Ф.Красникова, закупочные цены на молоко в 10 и более раз ниже розничных (см. “Экономическая газета” № 3 за январь 2003 г.). Аналогичные данные есть практически по всем другим регионам России. Так происходит одновременное ограбление как производителя, так и потребителя. О какой же экономической культуре здесь может идти речь? О “культуре” сращивания криминала со “свободным предпринимательством” - свободным от “вмешательства государства в экономику”, против которого так рьяно выступали монетаристы-либералы? Скорее, о бескультурье нынешнего государства, не умеющего или не желающего упорядочить сферу обращения, внося в нее элементы действительной экономической культуры. А пока в этой сфере, в товаропроводящей системе царит хаос, питающий криминал.

Огромную опасность представляет то, что формируются эти кланы и шайки насильников-перекупщиков очень часто по признакам землячества, устойчивых и проверенных связей, однородного менталитета, следовательно, во многих случаях по национальным признакам. Неоднократные уже давно надоевшие заявления крупных администраторов, работников правоохранительных органов, публицистов, а то и ученых, - ничего не смыслящих ни в социологии, ни в этнопсихологии, - с повторением одного и того же афоризма “преступность не имеет национальности”, не могут отменить общеизвестных фактов существования организованных преступных группировок, целых преступных сообществ, объединяющихся по национальному признаку. Здесь кроется огромная опасность для стабильности многонационального общества, каким является Россия, и потому этот вопрос должен быть обязательно поставлен честно, открыто, непредубежденно, чтобы затем исследовать его максимально объективно и всесторонне.

Один пример. В многонациональной Москве это прослеживается, что называется, невооруженным глазом, даже без дополнительных исследований, это очевидно любому человеку, явно не загруженному знаниями национального вопроса, социологии, криминологии. Почему (пусть спровоцированные кем-то) подростки громят лотки и ларьки азербайджанцев на рынках? Да потому что москвичи видят: вся фруктово-овощная торговля на рынках (и не только она) находится в руках азербайджанцев, весь привоз продукции из ближнего и дальнего Подмосковья - под контролем перекупщиков той же национальности, и диктуют монопольные цены покупателю тоже они. Не помогает и маскировка, - когда овощи, фрукты (в том числе такие “традиционно азербайджанские”, как бананы, ананасы, апельсины и киви) и цветы продают на улицах Москвы нанятые за гроши девушки и женщины из Молдавии, различных “трудоизбыточных” регионов России и особенно Украины. Естественно недружелюбное отношение не желающих или просто не имеющих возможности разбираться в тонкостях национального вопроса москвичей к азербайджанцам вообще. Хотя, по-видимому, большая часть заметно разросшейся азербайджанской диаспоры в столице (по разным подсчетам, от 800 тыс. до 1 млн. 100 тыс. человек) живет и трудится честно и ни в чем подобном не замешана. И естественна реакция этой большей части - обида: мы - люди честные (многие заслуженные), нельзя винить людей по признакам национальности...

Но ведь иначе не получается! И снова страдающие не только от монопольной ценовой удавки, но и от ущемления национального достоинства со стороны “хозяев рынка” москвичи будут громить ларьки пришельцев, а милиционеры - кто смотреть на это сквозь пальцы, а кто - ревностно оборонять такие ларьки, видя в этой “службе” источник существенного приработка. Как в старину в каждом цыгане видели потенциального конокрада, а в каждом еврее - ростовщика, так и теперь, с переходом к рынку, создается предубеждение по отношению к “пришлым”, к иноплеменным и иноязычным, когда обнаруживается, что их естественная тяга к созданию общин и землячеств выражается и в такой форме, как создание ухудшающих жизнь коренного населения монопольных хозяйственных систем, а то и просто организованных преступных группировок. Впрочем, образование предпринимательских структур зачастую с подобными группировками пересекается и взаимодействует - их крышует, помогает им “отмывать деньги”, то есть легализовать криминальный доход. И это тоже становится достоянием массового сознания: шила в мешке не утаишь. Такие явления крайне опасны, ибо подрывают лояльность в межнациональных отношениях, ведут к тяжким последствиям в этой сфере.

Мы взяли для примера азербайджанцев, (пусть мои земляки на меня за это не обижаются, в других сферах хозяйничают армяне, грузины, украинцы, евреи и т.д.) но так же - хотя и в других сферах полукриминально-предпринимательской и просто криминальной деятельности - в Москве есть или были и другие группы с национально-региональным окрасом. Даже если ограничиться лишь наиболее усердно задерживаемыми патрульной службой лицами кавказской национальности, то можно обнаружить такие группы принадлежащих и к остальным двум закавказским нациям, и к дагестанцам, и к ингушам, не говоря уж о чеченцах. И этот национальный момент, отчетливо прослеживаемый как в предпринимательской, так и в криминальной деятельности, обязательно необходимо учитывать. Заставляет задуматься и преобладание в сфере сначала финансовой, а затем и промышленной деятельности (может быть, точнее было бы сказать: в сфере передела собственности на предприятия промышленного производства посредством биржевых спекуляций и использования подкупа государственных чиновников) лиц еврейской национальности; среди объявленных в начале 2003 года 19-ти долларовых миллиардеров почти все 100% - евреи. Мы предвидим, что найдутся оголтелые правозащитники, которые попытаются обвинить нас в антисемитизме только из-за констатации этого очевидного факта. Но ведь сам этот факт и его общественная очевидность порождают в обществе антисемитские настроения, - и потому таким “правозащитникам” следовало бы в первую очередь задуматься над тем, как избавиться от подобных дурно пахнущих фактов, как переломить ситуацию, искоренить причины, с необходимостью порождающие антисемитизм. По правде говоря, трудно себе представить, как вырвать корни национального недоверия, истребить национальный эгоизм и связанные с ним национальные конфликты в существующей ныне системе “радикальных реформ”: даже горячо приветствовавший слом социалистической экономики и социализма вообще А. Солженицин назвал эти реформы “безумными”, выразившись в данном случае совершенно правдиво и точно.

Таков облик так называемой “рыночной экономики”. Рыночная - значит ориентированная на рынок, на сферу обращения, господствующую в конечном счете как над производством, так и над потреблением. Значит, ее правильнее называть хрематистикой.

Деструктивные последствия такого метода управления хозяйственным организмом общества дают о себе знать не только в России, насильственно разрушаемой ее внешними и внутренними врагами, но и в кажущихся благополучными -“богатых” и “передовых” капиталистических странах. То, что в этих странах есть и безработные, и бездомные, и нищие, - ни для кого не секрет. Даже в очень высокоразвитых (за счет утверждения диктатуры хрематистики) странах, например, Западной Европы материального благополучия на всех не хватает. Могло бы хватить - по достигнутому уровню производства и по количеству контролируемых ими мировых ресурсов, да по капиталистическим порядкам не положено: бедные люди - это лишние люди. И ведь никак не прикроешь никаким выставляемым напоказ богатством те социальные язвы, то нравственное разложение и вырождение, ту культурную деградацию, которые в капиталистическом обществе - неизбежность, его закономерное следствие, его сущностные черты.

Возьмем, к примеру, те же Соединенные Штаты Америки. Там есть весь набор пороков, которые сторонники капитализма стремятся переложить с этого прогнившего строя на что-то иное, именуя их “болезнями цивилизации”, “спутниками ХХ века” (теперь уже, видимо, ХХI), “порождением технотронной эры”. Торговля наркотиками и наркомания, проституция, мошенничества в крупном масштабе, убийства (в том числе серийные), насилие, кражи и грабежи, террористические акты с массой жертв... И в причастности к преступности и преступному бизнесу замешаны самые различные государственные структуры. Разве поток наркотиков из Афганистана иссяк после ввода в эту страну американских якобы миротворческих, а на самом деле оккупационных войск? Нет. Он возрос втрое. Разве не методами массовых убийств подавлялись еще не так давно выступления негритянского населения против расизма, за гражданские права? А за пределами США американская военщина и вовсе не стесняет себя в самых варварских методах “борьбы за демократию, против тоталитарных режимов”: миллионы мирных людей погибли от рук американских агрессоров в Корее, во Вьетнаме, земля многострадальной Югославии отравлена обедненным ураном, в Ираке только в годы первого нападения США и последующей блокады погибли сотни тысяч мирных граждан - стариков, женщин, детей, а сколько их погибло и гибнет сейчас? И уже почти доказанным можно считать, что знаменитые взрывы небоскребов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, которые администрация Дж. Буша использовала как предлог для любых милитаристских акций в любом уголке планеты, представляли собой фиктивные террористические акты - на самом деле это были провокационные диверсии американских спецслужб. Использование уголовных банд кубинских эмигрантов для диверсий на Кубе, включая целый ряд покушений на Фиделя Кастро, - давно известная строка в послужном списке ЦРУ.