Миллионы телезрители с опытом помнят популярную в конце 80-х гг. программу Ленинградского канала телевидения “600 секунд” с ведущим А. Невзоровым, насыщенную сенсационными (или сенсационно поданными) фактами. Наиболее сенсационными, по нашему мнению, были сюжеты такого рода: на свалке, на болоте и т.д. вдруг обнаруживались столько-то тонн доброкачественных пищевых продуктов, даже порой деликатесов. Зритель, естественно, ждал продолжения хотя бы одного из таких сюжетов; однако результатов расследования не было, и ни один из подобных фактов не завершился судебным разбирательством. Вот в этом и состояла главная сенсация: продукты уже становились дефицитом, однако отправлялись не к потребителю, а на свалку, на что руководство партии и государства смотрело сквозь пальцы...
Но это одна лишь программа телевидения. А есть данные, достаточно убедительно свидетельствующие: дефицит создавался преднамеренно. И поскольку этими данными не могло не располагать тогдашнее руководство, а Яковлев и тогда, и до своей кончины был главным идеологом Горбачевской перестройки, то мы имеем все основания утверждать, что такова была его политическая линия, резко расходящаяся с громогласно провозглашаемой. Итак, обратимся к цифрам (они взяты из статьи Павла Гетмана - “Советская Россия”, № 9 за 25 января 2003 г.), отнюдь не подтверждающим неспособность социалистического хозяйства СССР обеспечить удовлетворение потребностей населения.
В 1990 и 1991 гг. СССР произвел 13,2 кв.м тканей (37,8 кв.м на 1 чел.; в ФРГ этот показатель составлял 32 кв.м). Доля СССР в мировом производстве составляла: льняных тканей - 75%, шелка - 12%, хлопчатобумажных - 13%, шерстяных тканей - 19%. Производство трикотажных изделий - 22% мирового, обуви - 27%. Вряд ли закономерным было сокращение в 1991 г. По сравнению с предыдущим годом произошло сокращение производства хлопчатобумажных тканей на 5%, шелка - на 8%, шерсти - на 9%.
Но не этим сокращением, конечно, был обусловлен постоянно растущий дефицит различных потребительских товаров, производство которых было, казалось, вполне налажено и вполне могло удовлетворить растущий спрос потребителей.
Неожиданно резко возрос вывоз за рубеж наиболее ходовых товаров массового спроса: например, хлопчатобумажных тканей - на 50%, шерстяных - на 42%, шелка - на 12,1%. Создается впечатление, что именно в тот период, характеризуемый обострением социально-политической обстановки в советском обществе, высшее руководство страны было озабочено удовлетворением спроса зарубежного потребителя - в ущерб своему, отечественному, намеренно создавая дефицит.
А теперь обратимся к другим потребительским товарам (в млн. шт.).
Вид продукции | Продано в СССР | Вывезено за рубеж |
Холодильники | 3,448 | 3,152 |
Магнитофоны | 4,085 | 2,516 |
Пылесосы | 3,363 | 2,631 |
Мясорубки | 0,350 | 0,650 |
Магнитолы | 0,450 | 0,750 |
Радиоприемники | 5,310 | 3,589 |
Швейные машины | 0,976 | 0,624 |
Стиральные машины | 3,876 | 3,724 |
Часы | 20 | 56 |
Автомобили | 0,200 | 0,720 |
Телевизоры | 2,500 | 7,420 |
В 1990 г. отдельные граждане и кооперативы вывезли из СССР товаров народного потребления на сумму около 51 млрд. долл.; в 1991 г. вывоз составил 180 млрд. долл.
В свете этих фактов - чего же стоят вопли о якобы “неизбежном при социализме дефиците” предметов массового потребления, о неконкурентоспособности советских товаров и т.п.?! А ведь именно эти вопли стали началом дезориентации общественной психологии и всезаглушающим фоном перемонтировки социалистической экономической системы, точнее, ее демонтажа и разрушения. Подлость “капитализаторов”, угнездившихся в высшем руководстве КПСС и Советского государства, поистине безмерна. И ведь даже не в капиталистическую экономику втащили СССР, а в гиблую, губительную хрематистику.
Когда затевался курс радикальных реформ в экономике, одним из доводов необходимости его осуществления выставлялось выведение из тени, из нелегального оборота значительного количества финансовых ресурсов и товаров. А каков результат? “По приблизительным расчетам, - сообщал информационный сборник “Безопасность” (№ 2, январь - февраль 1999 г.), - в теневой экономике полностью или частично занято 25 - 30 млн. человек, в том числе в криминальную деятельность вовлечено 10 - 13 млн. В целом теневая экономика составляет 40 - 45% к ВВП” (с.258). За истекшие с того времени почти 5 лет если цифры изменились, то не в сторону уменьшения.
А наряду с этой “скромной” теневой деятельностью процветает и наглое расхищение национального достояния людьми, стоящими у власти и близкими к ним. Член-корреспондент РАН С.Ю.Глазьев отмечал, что после переворота 1993 г. “Вся экономическая политика власти определялась одним: расставить своих людей по доходным местам, прихватить все, что возможно”. “Особо приближенным предоставлялись колоссальные льготы через приватизацию государственного имущества. Вот, собственно, и секрет происхождения олигархов. Благодаря связям и покровительству в президентских структурах власти в период с 1993-го по 1997 год базовые отрасли оказались захваченными двумя - тремя десятками людей” (“Парламентская газета”, №2 за 2001 г.). И происходило это под лозунгом невмешательства государства в экономику. Возможно, потому, что под экономикой, призванной обслуживать потребности общества и составляющих его людей, подразумевалась хрематистика, то есть вседозволенность для горстки близких к власти дельцов любыми путями делать “большие деньги”.
А выдавалось это за “радикальные экономические реформы”. Мы же настаиваем на том, что “реформирование экономики - не цель, а путь создания адекватной общественным условиям хозяйственной системы, обеспечивающей рост благосостояния народа и поддерживающей его социальное благополучие” (см.цитированную выше работу Р.А. Логуа“Особенности взаимосвязей экономических реформ и социальной политики...”, с.5). Да ведь любой здравомыслящий, не опьяненный всепоглощающей жаждой накопления денег человек скажет, что иначе и быть не может. Да и основополагающие документы международного права не признают иного. Так, во Всеобщей Декларации Прав Человека закреплено положение о том, что “каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства” (ст.22), что “каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения” (ст.23, п.3) и что “каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам” (ст.25, п.1). ООН - организация межгосударственная, принимали и скрепляли подписью этот важнейший документ, строго говоря, государства. И те правительства, которые не выполняют требования данной Декларации - пусть даже под смешным и позорным предлогом “невмешательства государства в экономику”, - должны признать либо свою несостоятельность, либо что они - не правительства, а мафиозные банды, занимающиеся под видом “государственного управления” разграблением национального достояния, вплоть до экономического геноцида по отношению к тому народу, который они якобы возглавляют и представляют. В международном праве масса аналогичных установлений, вот еще одно: “Всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу” (Конвенция МОТ № 117, разд.1, ст.1).
А посмотришь на российскую действительность - и создается впечатление, что во властных структурах российского государства нет людей с юридическим образованием или хотя бы с элементарной юридической грамотностью, а главное - нет людей, уважающих права человека как таковые, особенно закрепленные в обязательных нормах права, прежде всего международного, нет людей гуманных и обладающих хотя бы минимумом чести и совести. Суммарным показателем деятельности экономической системы является демографическое состояние страны. В России же идет депопуляция населения - небывалое вымирание народа.
В оправдание своей антинародной политики правящие деятели ссылаются на нехватку денег. Но ведь государственные средства расходуются в огромных масштабах на то, что необязательно и народу не нужно, например, на празднование 300-летия Санкт-Петербурга, которое было устроено фактически только для иностранных гостей и ограниченного круга “сливок общества” из местных.
Эпизод с проведением этих помпезных торжеств настолько типичен, что следует подробнее ознакомить с ним читателя. Опытный и хорошо информированный журналист Николай Волынский описывал картину еще не завершившегося праздника (газ. “Правда”, № 58, 27 - 28 мая 2003 г., - поэтому в статье кое о чем написано в будущем времени, но все произошло именно так).