Смекни!
smekni.com

Экология культуры (стр. 3 из 57)

А в самом деле, сознание - явление многофакторное. Одной из главнейших составляющих сознания является нравственность. Она и есть главная конституция любого общества. Нравственность прямо пропорциональна разуму. А разум, как известно, есть не только физиологический наследственный признак, но и наиболее существенный параметр, характеризующий уровень связи человека с природой. Отсюда следует, что какова нравственность, таковы быт и жизнь данного индивида (социума), в данном био-эко-социальном пространстве.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многообразие природных факторов окружающей среды обитания человека также обусловливает, даже определяет степень нравственности, соответственно, и экологическую культуру, а значит, и экокультуру. Можно также утверждать, что каково экосознание социума - таковы его нравственность и отношение к природе. Каково отношение к природе - таково отношение к культуре. Какова культура, таковы политика, экономика, идеология и т. д.

Как составная часть сознания человека, экосознание есть главный параметр, характеризующий уровень культуры человека. Поэтому культуру следует рассматривать как общечеловеческое достояние, а не как предмет политики, средство для обогащения или бизнеса, особенно для тех, кто не имеет к ней никакого отношения.

Понятие “экология культуры” на порядок выше, чем понятие “экология среды обитания”. “Экология культуры” - это комплексное научное мировоззрение о человеке, рассматривающее весь комплекс взаимодействия человека с биосоциальной средой. Согласно основным положениям данного мировоззрения, человек - это часть социобиосферы и, как другие организмы, не может существовать без совокупности живущих ныне на планете Земля биологических и таксонных разновидностей, составляющих среду обитания человечества.

Более того, человек не может существовать без многообразных элементов биосферы, частью которой он сам является, причем особой частью, определяющей (отчасти уже теперь, а еще более в исторической перспективе) характер энергетики биосферы. Ее энергетического бытия, обозначаемого иначе (по В.И.Вернадскому) как ее химический аппарат. Вот что мы должны уяснить и усвоить из его труда “Биосфера” (очерк второй Область жизни):

Этот аппарат состоит из определенных концентраций жизни, которые занимают, вечно меняясь, одни и те же места в земных оболочках, отвечающих биосфере. Эти концентрации жизни - живые пленки и сгущения жизни - являются как бы более частными делениями земных оболочек. В общем, их концентрированный характер выдерживается, хотя они никогда не дают сплошного, непрерывного покрова поверхности планеты.

Они являются областями планеты химически активными; здесь сосредоточены разнообразные статические - установившиеся - системы динамических равновесии земных химических элементов. Это области, где обтекающая весь земной шар лучистая энергия Солнца принимает форму земной свободной химической энергии, причем она превращается в земную энергию в различной мере для различных химических элементов. Существование этих областей планеты связано, с одной стороны, с той энергией, какую она получает от Солнца, и с другой - со свойствами того живого вещества, которое является аккумулятором этой энергии в земную химическую” (В.И. Вернадский. Биосфера (Избранные труды по биогеохимии. Издательство “Мысль”, М., 1967, с. 347).

В.И. Вернадский подчеркивает, что с развитием производственной деятельности человечество стало такой частью биосферы, сила, воздействия которой на другие ее элементы приобрела геологические масштабы. История, особенно последних двух - трех столетий, показала, что характер этого воздействия может быть неразумным, разрушительным и даже губительным - в том числе и для самого человечества. Ибо в отношении его самого, как части биосферы, вполне действительной является сформулированная В.И.Вернадским закономерность: “Все эти сгущения жизни теснейшим образом между собой связаны. Одно не может существовать без другого” (там же). Может быть, кому-то покажется обидной научная констатация того бесспорного факта, что человечество - это одна из разновидностей живого вещества планеты..., в работе “Несколько слов о ноосфере” он предупреждает: В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.

Человек обязан осознавать не только масштабы и характер своего воздействия на окружающую природную среду, но и выработать стратегию своего поведения в биосфере - фактически стратегию не только сохранения биосферы, но и собственного своего выживания и развития. Таким образом, экологию культуры, можно рассматривать как отрасль научного познания, изучающую систему общемировой культуры в процессе жизнедеятельности человека в биосоциосфере, как основу общей экологической науки.

Экосистемы и вся биосфера, а также и социосфера, способны к само регуляции: к самосохранению, поддержанию своего видового состава и воспроизведению. А поддержание устойчивости, то есть гармоничного равновесия, - это одна из основополагающих предпосылок эволюции всего живого. Как известно, биосфера и отдельные экосистемы способны переносить значительные антропогенные и иные нагрузки именно благодаря возможности само регуляции, самоочищения и самовосстановления. Это относится и к социоэтносфере. Однако эти их свойства имеют естественные пределы. Экспоненциальный рост численности человечества и уровень потребления им природных ресурсов, техногенная нагрузка на природу могут создавать предпосылки экологического кризиса, вести к неустойчивому состоянию биосферы. Нарушение же баланса между развитием природы и общества связано с огромным риском - с возможностью катастрофы вселенского масштаба. В этот момент - а мы и живем в такой предкатастрофный период - жизненно важным, спасительным фактором для всей планеты выступает экология в широком смысле и экология культуры - в узком. Только человек, дитя природы, носитель экологической культуры, способен осознать эти проблемы и рационально планировать свои действия для сохранения и обеспечения перспектив жизни в своей родной экосоциальной среде.

Чтобы жизнь на планете Земля продолжалась гармонично и поступательно, прежде всего, необходимо сохранить биосферу в ее целостности и многообразии, включая существование таксонов и этносов. Судите сами: по данным экологов, на пороге третьего тысячелетия общая кризисная ситуация усугубляется тем, что вымирание биологических видов идет с нарастающей скоростью. Если нормальные изменения условий в природе приводят к тому, что за 100 лет вымирает один вид, то в данный период за каждый час (!) на Земле уничтожается 50 видов. В настоящее время 63% естественных экосистем Земли на суше разрушены. Продолжается и усугубляется гибель многих водных систем - и пресноводных, и морских. Происходит это по разным причинам, связанным не только с техногенным загрязнением биосферы, но также и с неразумным, хищническим и потребительским использованием природных ресурсов, что, в свою очередь, связано с недостаточным уровнем экологической культуры - не только в развивающихся странах, но и, особенно, в странах развитых. Это порок грозового, трагичного ХХ века. Так происходит еще и потому, что мировоззренческая культура человека ХХ века и его разум инерционно продолжают пребывать и при переходе в век ХХI на “антропоцентрическом” уровне мышления, ему еще далеко до “биоцентрического” и “социоцентрического” образов мышления. Их надо немедленно формировать, взращивать и развивать. Тут свою неоценимую роль может и должна сыграть экология культуры. По нашему мнению, именно семена экологической культуры, имеют перспективу 100 % -ого всхода на благодатной почве разума homo sapiens - разумного человека третьего тысячелетия. Новая парадигма - “экологической культуры” - станет единственно приемлемой этической основой взаимоотношений человека и природы.

Один из выдающихся ученых ХХ столетия Н.Н. Моисеев в своей книге С мыслями о будущем России (М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997) писал: “Человечество стоит перед беспрецедентной проблемой выработки СТРАТЕГИИ своего выживания на планете. Это СТРАТЕГИЯ перехода к эпохе ноосферы, т.е. к реализации условий коэволюции Природы и общества. Я не исключаю, что этот период будет тянуться всю остальную историю человечества, что эпоха ноосферы - лишь некоторое асимптотическое состояние природы и общества, если, конечно, уместно здесь говорить об асимптотическом состоянии.

И я убежден, что разработка и реализация этой СТРАТЕГИИ сделается важнейшей задачей человека на вечные времена. Это и станет основной характеристикой нового русла планетарной эволюции. Для такого утверждения аргументов более чем достаточно!

СТРАТЕГИЯ будет касаться всех сфер жизни людей - технического развития, культуры, образования, формирования новой нравственности... В рамках СТРАТЕГИИ придется изменить всю систему общественных и межстрановых отношений, шкалы ценностей и т.д. Вот почему я и склонен считать, что человечество стоит на пороге нового витка антропогенеза, т.е. качественного изменения самого характера процесса развития общества. В рамках современного канала эволюционного развития у человека будущего нет!

И вопрос лишь в том - произойдет ли он стихийно, когда этот переход будет связан с кровью, с уничтожением значительнейшей части человечества (а может быть, и его полной гибелью - завершением антропогенеза), либо переход произойдет путем реализации некой оптимальной (лучше сказать - возможной) СТРАТЕГИИ, разработанной Коллективным Интеллектом человечества” (с. 146 - 147). И далее: