Смекни!
smekni.com

Экология культуры (стр. 44 из 57)

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству...”

Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня. Чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы. Для того, чтобы избежать в восточных областях нежелательного для нас увеличения численности населения, настоятельно необходимо избегать на Востоке всех мер, которые мы применяли для увеличения рождаемости в империи. В этих областях мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т.п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей, и так далее. Наряду с этим должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство этих средств. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться. Следует всячески способствовать расширению сети абортариев. Можно, например, организовать специальную переподготовку акушерок и фельдшериц и обучать их производить аборты. Чем качественнее будут производиться аборты, тем с большим доверием к ним будет относиться население. Вполне понятно, что врачи также должны иметь разрешение производить аборты. И это не должно считаться нарушением врачебной этики. Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к заработной плате.

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе. Этой цели мы можем добиться вышеуказанными путями”. (журнал “Молодая гвардия”, 2001, № 5 - 6, с. 100 - 102. В более полном виде см. “Военно-исторический журнал”, 1960, № 1, с. 87 - 98).

Привет от Альфреда Розенберга мадам Лаховой и ее программе планирования семьи! Эта русофобская программа, цели и методы которой на удивление почти текстуально совпадают с рекомендациями плана “Ост”, упорно насаждается различными учреждениями образования и здравоохранения, фондами и общественными организациями при попустительстве и поощрении различных ветвей власти! Раньше или позже все эти пособники и организаторы геноцида русского народа будут призваны к ответственности, вслед за своими прямыми предшественниками, которые, как известно, плохо кончили. С какой стати будут допущены послабления по отношению к современным русофобам? Нет для этого ни малейших оснований.

Защита культуры невозможна без защиты самих народов, без создания благоприятных условий для развития народов (в данном случае мы говорим о русском народе и о российской цивилизации в целом), для свободного и всестороннего развития всех членов общества.

Подведем итоги

Действенная экология культуры возможна лишь тогда, когда она опирается на сохранение ее целостности, на продолжение сущностных, специфических для данного народа, коренящихся в его истории тенденций. Для современной России, находящейся в неустойчивом, “неравновесном” состоянии, это особенно важно, можно сказать, имеет решающее для дальнейшей судьбы страны и народа значение. Забота о сохранении культурно-исторической национальной и цивилизационной специфики России ни в коей мере не должна препятствовать освоению новых достижений в любой отрасли знаний и культуры всего человечества. Напомним в связи с этим указанную нами общую формулу прогресса: рост многообразия при обязательном условии неразрушения целостности - в данном случае, как самого народа, так и его культуры.

Здесь мы подошли к общемировоззренческим, социально-философским, общеметодологическим проблемам, которые, конечно же, заслуживают специального рассмотрения. Их мы и обсудим сейчас в заключительном параграфе нашей работы.

§6. Философия экокультуры

На всем протяжении предыдущего текста мы не рассматривали специально философских проблем экокультуры в ее развитии и задач философского осмысления этого развития. Однако философски подготовленный читатель вполне мог уловить, что проблемы современной экономической и экологической культуры постоянно анализировались в тесной связи с коренными для философии вопросами - об общем и отдельном, о части и целом, о целостности и многообразии, о характере прогресса (развития, движения). Собственно говоря, обсуждение вопросов такого рода (или - что почти одно и то же - рассмотрение интересующих нас проблем в данных аспектах) составляет основу философского подхода к осмыслению явлений и процессов действительности, коренными эти вопросы являются и для теории познания, и для решения знакомого со студенческой скамьи основного вопроса философии.

В самом деле, даже вопрос о познаваемости мира не может обойтись без опоры на указанные пары понятий. Если мы способны познавать (воспринимать или иметь изначально) общие идеи, то как мы можем обойтись без тех или иных проявлений общего в частном, идей - в явлениях? И сколько бы мы ни принижали эти явления, как бы ни отгораживались от их познания, мы вынуждены признавать, что эти презренные осколки низменной действительности тысячами нитей связаны со столь греющими нам душу высокими абстракциями, поскольку они - частицы общего, его законные дети, и между ними тянется генетическая связь, позволяющая установить их родство, а следовательно, распознавать в частном общее, а в общем частное. Точно так же, если мы убеждены, что мы можем познавать только отдельное, только явления, а общее - не более чем область гаданий, то мы можем, устанавливая ряд однородных явлений, охватить его в достаточной полноте, если не исчерпывающим образом, и перед нами предстает новое качество - общее, собранное из множества частных явлений, как Зенон, подбирая песчинку к песчинке, в итоге собирал новую реальность кучу, хотя для этого вовсе не требовалось собирать все песчинки мира. Не увидеть после этого общее и не познать его в его специфике значило бы расписаться в собственной интеллектуальной несостоятельности, какой бы философско-концептуальной вывеской не пытались бы прикрыть этот срам.

Правда, существуют и такие концепции, которые утверждают принципиальную непознаваемость всего сущего - общего и отдельного, сущности и ее проявлений, но это уже случай клинический, который можно определить как воинствующее невежество, как принципиальную мыслительную лень и немощь. Здесь нет и не может быть ничего философского, за исключением придуманной терминологии, поневоле изощренной. Такая позиция внешне напоминает знаменитое изречение Сократа, только до предела опошленное и лишенное его глубины и тонкости, и звучит оно примерно так: ничего не знаю, знать не могу и не хочу, а уж коли я не могу знать, значит, это принципиально невозможно...Но если человек способен познать хотя бы частичку себя, то он может познать свое отношение к миру, а следовательно, в принципе может познать все!

Познание человеческим разумом рода человеческого как части биосферы (а ее, в свою очередь как части и продукта космоса, Вселенной), как своего “дома”, как условий, в котором он существует, и познание всех этих условий, всего окружающего мира по частям, по различным уровням общности (скажем, человечество от уровня цивилизаций и народов до отдельного человека) невольно приводит к признанию фундаментального характера названных выше проблем: общего и отдельного, целого и части, целостности и многообразия, а главное - их взаимосвязи. Сущность этих взаимосвязей и составляет предмет философского обоснования проблем экокультуры.

В самом деле. Если мы берем за исходное отдельного человека с его потребностями и интересами, без реализации которых он просто не может существовать, то эти потребности и интересы властно требуют от своего хозяина искать и находить (значит, и познавать) предметы своего удовлетворения и способы своей реализации. Человек, таким образом, вынужден познавать и окружающий мир, и свою связь с ним: предметное богатство мира и его законы как правила своей практической деятельности. Чем лучше он знает мир, чем шире он осведомлен о реальных и потенциальных взаимосвязях между собой и окружающим миром, тем успешнее может быть вся его многосторонняя и многообразная практическая деятельность, в которой его потребности и интересы не просто удовлетворяются, но и сами становятся многообразнее, тоньше, совершеннее, разумнее (все это в идеале, конечно: общественный строй, образ жизни вносят свои коррективы, и далеко не всегда в лучшую сторону). Поэтому взаимосвязи человека с окружающим миром должны быть рассматриваемы в первую очередь как проблема сугубо практическая: не сам по себе человек, не просто его потребности и интересы, а именно взаимосвязи человека с окружающей средой по поводу постоянно развивающихся (здесь нельзя допускать вульгарного толкования вроде: умножающихся, растущих, расширяющихся), “окультуривающихся” потребностей и все более многообразных интересов служат основой всей человеческой практики. В процессе своей практической деятельности человек осваивает мир в двух смыслах - как предмет познания и как объект преобразования в своих целях. Абсолютизация потребностей и интересов в ходе такого освоения мира привела бы - и обязательно приведет - к нарушению взаимосвязи части и целого, независимо от того, что мы возьмем за исходный пункт: рассматриваем ли мы как целое весь окружающий мир, а человека как его часть, или, наоборот, идем по тропе антропоцентризма и человека рассматриваем как центр мира, как пуп Вселенной. Когда мы абсолютизируем окружающий человека мир, а человека с его потребностями и интересами представляем только как нечто подчиненное окружающей действительности, как пассивное проявление объективных закономерностей, мы тем самым игнорируем практическую направленность человеческого познания, обходим вниманием способность человека познавать и использовать объективные законы природы, общества и собственного мышления в своих целях, даже если они, эти цели (пока человечество, образно говоря, еще не встало с четверенек) сформулированы некорректно, а то и вовсе неверно, поскольку потребности и интересы поняты неправильно (почему неправильно, это - другой вопрос, хотя тоже важный и интересный). Суть дела не только в познании окружающего мира и не только в самопознании человека и человечества, а именно в ясном представлении о содержании и характере взаимосвязи человека и мира на данном уровне развития и мира, и человека.