В российском музееведении одной из основных функций музея признавалась функция документирования общее шейных процессов и явлений посредством памятников. Это подчас приводило к тому, что вещи выставлялись в качестве знаков или воплощения этих процессов. Такой иллюстративный подход позволял манипулировать музейными предметами на основании какой-либо идеи авторов экспозиций, либо выставлять их в качестве воплощенных ценностей, благодаря чему музей превращался в лавку антиквариата.
В XXI в. на эти проблемы стали смотреть в ином ракурсе. Возник вопрос о качестве знаний, представляющих информацию об истории и культурном наследии страны. Музей стал выступать как институт познания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значений, а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие.
Соответственно, изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он стал представляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основе различного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию и окружающей среде региона. Такую концепцию взял на вооружение Государственный исторический музей - быть источниковым центром по российской истории и культуре. Отличительной чертой этой информационной системы является подлинность, оригинальность и показ в едином пространстве временной перспективы, т.е. историзм.[21.15.]
Изменились и требования к музею российского общества. В условиях кризиса, нарастающей неразберихи, неумения предвидеть в музей стали приходить в поисках жизненных ценностей, обретения душевного спокойствия, ощущения преемственности во времени и материала для формирования самобытности. В период перестройки россияне остро восприняли существенную смену общей картины мира. С позиций теории коммуникации это рассматривается как вариант информационной агрессии на базовую культуру. Следует признать, что страна еще не имела опыта воздействия в таких масштабах, поэтому мы не можем реально представить последствия такой агрессии.
В исторической науке с конца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, которая представила бы адекватно основу для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманию масс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация о научных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклорной истории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от других научных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дезориентации в научном познании и представлениях об истории страны.[12.14.21]
В образовании разнообразие учебников, каждый из которых отличает свой подход (за 1997-1998 гг. было напечатано 28 учебников), ежегодная смена методик, введение тестовой системы не могут способствовать получению адекватных знаний по истории страны. Согласно социологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чем А.В.Суворова.
Масс-медиа, воспроизводя ситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию в историческом пространстве.
Наличие этих явлений вряд ли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис самоидентификации, что представляет определенную угрозу его развитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Московской гуманитарно-социальной академии/провел в 2001 г. среди столичных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь за Отечество? "Да" ответили 32%, "нет" - 38%, иное - 12%, затруднились ответить 18%.
Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных институтов, способных на основе коммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможность такой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще более укрепил его позиции. Визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В едином пространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрических событиях и явлениях. Однако осуществление такой модели зависит от содержания коммуникации, которое тесно связано с адекватном интерпретацией культурною наследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реальности воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком котором они являются.
Та же задача поставлена перед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» и является одним из основных требований при составлении концепций их развития и социальной оценки эффективности деятельности.
Решение этой задачи связано с семиотической моделью коммуникации и представления музейной экспозиции в качестве комплексной семиотической системы. В конце 80-х - начале 90-х гг. знаковый семиотический подход начал применяться ко всем культурным явлениям, в том числе и к 4музеям.
В российском музееведении в целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попытки использования вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гуманитарного знания и моделей коммуникации, основанных на этом подходе, способствовало появлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, как М.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира в области искусства, дизайна, архитектуры . Н.А. Никишиным была предпринята попытка разработки языка музейной экспозиции.[17.18.20]
В результате произошедших перемен в научном познании выяснилось, что для осуществления коммуникативной функции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иного прочтения тех, которые считались основополагающими, изменения способов работы с ними с целью извлечения и передачи социальной информации.
Соответственно для того, чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору (экспозиционеру) необходимо знать музейное собрание во всех ракурсах его коммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями, которые они производят.
Сложные операции по извлечению и передаче информации могут иметь успешное воздействие в случае, когда они опираются на интересы, ценности и идеалы аудитории. Однако очень часто эти условия не берутся во внимание.[15]
Современная маркетинговая стратегия, направленная на предоставление услуг и ориентацию на одиночного посетителя, предполагает концепцию гибкой экспозиции, которая рассчитана на разный уровень потенциальных посетителей
Ее создание возможно в случае сочетания объема информации и структуры экспозиции, предполагает использование скрытых планов, читабельности текстов, применения аудио-, видео-, компьютерной техники
Подводя итог можно сказать, что координирующая роль музея в случае осуществления функций коммуникационной системы, о которой говорилось выше должна возрастать Его информационные ресурсы огромны Их умелое использование может служить российскому обществу в качестве адаптационных, ценностно-нормативных, социализирующих моментов в образовании и воспитании.
1.2. Музей «Истории Морского Флота России» школы №127.
Школа №127 расположена на улице Балтийской. Она напоминает уголок морского порта с большим, красивым кораблем, на носу которого находится монумент — якорь, на корме» расположен символ Балтийского флота — корабль с Андреевским флагом, а палубой является площадь имени адмирала Кузнецова.
Именно поэтому на базе школы 127, 17 ноября 1998 года был открыт музей «История морского флота России», который не имеет аналогов в Алтайском крае.
За время существования музея в нем прошли встречи с интересными людьми, моряками-ветеранами, которыми гордится Барнаул.
Не только встречи проходят в музее, но и тематические конференции, семинары, экскурсии, уроки мужества, «круглые столы ». Постоянно ведется поисково-исследовательская работа по таким направлениям, как выдающиеся деятели и представители морского дела России, история создания и развития флота, его традиции, проблемы, боевые и трагические страницы.[3]
В 2003 году оформлена экспозиция об участии Военно-морского флота в Великой Отечественной войне. Большую помощь оказывают учащиеся школы и родители, которые передают в дар семейные реликвии, помогают в оформлении.
В 2002 году школьная краеведческая выставка «Наши земляки — участники Великой Отечественной войны» заняла первое место среди музейных выставок Индустриального района.[1]
Новое направление в работе — дружба и сотрудничество с экипажем подводной лодки «Барнаул», которая появилась на Тихоокеанском флоте два года назад. Ребята уже наладили переписку с членами экипажа и очень надеются на помощь подводников в пополнении музейных экспонатов.[8.9]
25декабря 2001года Центром краеведения и туризма выдано свидетельство №7645 о присвоении звания «Школьный музей», «Музей истории Морского Флота России» №127 города Барнаула Алтайского края. В настоящее время музей стал центром воспитательной работы в школы. Он работает по составленному годовому плану, утвержденным педагогическим советом и директором школы. Курирует работу музея совет музея. В совет входят руководитель музея и восемь старшеклассников. На момент его создания, руководителем музея была Жаворонкова Алла Николаевна.