Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики[5], фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.
Кушанское царство, несмотря на крупную роль в истории древнего мира, изучено слабо. Общие контуры политической истории Кушанского царства вырисовываются из сообщений китайских и римских авторов и из анализа кушанских монет и немногочисленных надписей. Точная хронология истории Кушанского царства пока не установлена.
Кушанское царство возникло приблизительно на рубеже н. э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельных княжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром Кушанского царства.
Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.
В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии.
В кушанской архитектуре, как свидетельствуют раскопки, внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развёртывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг.
Рассматривая Парфянскую культуру как пример синтеза восточной и греческой культур, можно сказать, что, очень высокого развития достигла парфянская архитектура: несмотря на явное преобладание в ней эллинистических приемов и традиций, "лицо" парфянской архитектуры определяет их сочетание с древневосточным архитектурным наследием (купольные своды особой конструкции, большое развитие открытых во двор помещений под сводом или на столбах).
В изобразительном искусстве разных областей Парфии местные черты часто выглядят как бы сглаженными - прежде всего потому, что художники в далеких областях Парфянской державы часто следовали одним и тем же эллинистическим образцам, наполняя их, однако, своим содержанием (как это было, например, с изображениями божеств в Хатре). Широкое распространение определенного набора эллинистических сюжетов и образов (особенно популярна была, например, фигура Геракла), чисто внешних атрибутов нередко переосмысляемых изображений характерно в это время для огромной территории - от Средиземноморья до Индийского океана. Одни области, как, например, Парс, оказались в меньшей степени затронутыми этими веяниями эпохи, другие - в большей.
Эллинистические города - это одно из самых ярких впечатлений, остающихся от того периода, их интенсивное строительство является показателем развития эллинистической экономики.
3. Культура эллинистического Египта
В рамки эллинистического мира включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились на Ближнем Востоке и в Египте.
Несмотря на внедрение эллинизма в различные регионы, в них все же сохранялось своеобразие местной культуры. Так было и в Египте. Причем особое значение в египетской культуре приобрел культ Исиды. В начале II в. до н.э. Птолемей Сотер решил укрепить свою царскую власть, введя культ божества, которое бы признавалось как верховное и греками, и римлянами. Успех новому культу был обеспечен благодаря значительному авторитету Исиды и Осириса (древнеегипетского бога мертвых). Исида, древнеегипетская богиня. Согласно древнему мифу, она дочь бога земли Геба и богини неба Нут, а также сестра и одновременно супруга Осириса, мать его сына Хора. Египтяне отождествляли всех своих фараонов с Хором; поэтому каждый фараон считался сыном Исиды и законным наследником Осириса. Со временем образ Исиды вобрал в себя образы многих других богинь, и, что особенно важно, образ богини жатвы Рененут (Термутис). Исиду часто отождествляли с Хатхор, богиней планеты Венеры. Из-за того, что в мифе Исида выступает как верная супруга Осириса, сумевшая уберечь от всех напастей младенца Хора, люди считали ее источником магической силы, и чаще всего именно к ней обращались за помощью в случае болезни или другой беды. Исида была особенно популярна в Нубии, области, располагавшейся к югу от Египта. Главный ее храм на живописном острове Филы затоплен Асуанским водохранилищем. В эллинистический период (4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.) культ Исиды распространился по всему Средиземноморью, а еще через четыре века — несмотря на противодействие римских властей — по всем уголкам Римской империи.
Вместе с тем, династия Птоломеев, образовавшаяся после ожесточенной борьбы за власть преемников Александра Македонского, была постоянным проводником греческой культуры. Искусство североафриканской монархии Птолемеев называют александрийским. Основной центр его располагался в городе Александрии, построенном в устье Нила. Специфика александрийского искусства, развивавшегося в пределах III—I вв. до н. э., состоит в тесном слиянии греческих форм с местными, египетскими.
В годы раннего эллинизма (конец IV — середина III в. до н. э.) в искусстве Александрии преобладали черты, присущие греческому искусству. Однако в период высокого эллинизма (середина III — середина II в. до н. э.) местные элементы художественного творчества отодвинули эллинские на второй план. Протекавшая с середины II в. до н. э. до 30 г. до н. э. династическая борьба привела к обнищанию страны и к постепенному застою в художественной жизни птолемеевского Египта.
Александрия представляла собой крупнейший эллинистический центр культуры. Сюда съезжались ученые, архитекторы, скульпторы, художники со всех концов античного мира.
Одна из главных достопримечательностей Александрии – Александрийская библиотека. Идею основания библиотеки подсказал правителю Египта греческий философ Деметрий Фалерский, который был хорошо знаком с устройством библиотеки в Афинах. Строительство завершилось в начале третьего века до нашей эры.
Издательская программа Александрийской библиотеки предусматривала переписывание, подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции и последовательное введение систем пунктуации и акцентуации. Под руководством Каллимаха был составлен каталог, позднее регулярно пополнявшийся.
Почти все, что касается возникновения и гибели библиотеки, покрыто тайной. Как утверждают некоторые историки, Александрийская библиотека после основания практически сразу стала соперничать с другим выдающимся культурным центром того времени – библиотекой в Пергаме. Предполагается, что в Александрийской библиотеке насчитывалось более 700000 папирусных свитков. (Для сравнения, в XIV веке в библиотеке Сорбонны находилось самое большое собрание книг – 1700 экземпляров). Известна легенда о правителях Египта, которые стремились пополнить свою коллекцию любым способом: они даже приказывали своим воинам обыскивать каждый приходящий в порт корабль, чтобы найти какие-либо рукописи. Если таковые находили, то оставляли их у себя, а владельцам возвращали копии.
Согласно другой легенде, когда из Афин Птолемею III были на время привезены бесценные оригиналы классических греческих драм для того, чтобы переписать их, он пообещал даже заплатить залог и после завершения работ вернуть эти ценные рукописи. Однако, заполучив их, царь отказался дать залог и, оставив у себя оригиналы, обратно отправил копии.
В библиотеке и Мусейоне Александрии того времени работали великие мыслители: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др. Ученые в Александрии славились своими трудами по геометрии, тригонометрии и астрономии, а также языкознанию, литературе и медицине. Предание гласит, что здесь 72 ученых из еврейского народа переводили Еврейские Писания на греческий язык.
В библиотеке хранились произведения на самых разных языках. Считалось даже, что в мире не существует ни одного ценного произведения, копии которого не было бы в Александрийской библиотеке. В хранилище находились не только свитки, но и каменные и вощеные таблички с клинописью и иероглифами. Александрийская библиотека была открыта для всех желающих и считалась святым местом, не уступающим по значимости многим религиозным храмам. Перед вхождением в ее хранилище совершался обряд очищения.
Однако славу Александрийской библиотеке принесло не столько количество собранных свитков, и даже не то, что вскоре после создания она стала собранием работ философов и ученых со всего мира, в том числе Архимеда, Герона, Евклида и Гиппократа. Самой легендарной страницей истории библиотеки стала ее гибель.