Внутреннее развитие образов Гильгамеша и Энкиду подчинено законам развития эпических образов: уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными.
История духа, поведанная нам, завершается указанием на тщету амбиций: даже великий герой, в котором всего треть человеческого, не смог сравниться с бессмертными богами. Важно, что это в принципе возможно - лишь по неосторожности Гильгамеш упустил цветок бессмертия.
Лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему вечная слава его имени, для этого он и воздвигает стены Урука, которые и столетия спустя служат урукитам, и именно к этому свелось в конце концов значение его существования в глазах «Эпоса». Гильгамеш обрел «бессмертие» путем посмертного долголетия его дела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001;
2. Тураев Б.А. История Древнего Востока, т. 1., М., 1935;
3. Зазария Ситчин "12-ая планета" Алан Элфорд “Боги нового тысячелетия” Сайт Древний Мир (http://ufolog.nm.ru);
4. Марина Лущенко (http://www.susianplanet.ru);
5. Могултай “Смысл существования в Эпосе о Гильгамеше и переднеазиатское мировоззрение” (http://www.wirade.ru);
6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии;
7. Стихи даются в переводе И. М. Дьяконова по изданию “Поэзия и проза Древнего Востока”, Москва, 1973 г.;
8. Юрий Нечипоренко “Сказание о Гельгамеше Рукописи не крошатся” (http://www.hrono.ru);
9. Чанышев А.Н. “Эгейская предфилософия”. – М., 1970;
10. В.В. Иванов «Еще одно рождение Гильгамеша», Иностранная литература. - М., 2000, № 10.
[2]Хумбаба – чудовище‑великан, охраняющий кедры от людей.