В эпоху барокко мировоззрение человека не только было расколото, но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания. В этом подлинный смысл эстетики барокко.
Итак, в целом, Барокко – художественное направление, отражающее кризисную концепцию мира и личности. Герои барокко – это или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценности жизни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична в ней присутствуют сомнения в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.
В целом барокко, как и другие, культурно - исторические стили характеризуют определенное миропонимание и философия, а также другие специфические черты.
Рассмотрим их подробнее. Для миропонимания человека эпохи барокко характерно то, что он усматривал главный порядок жизни в его противоречиях и считал, что нет ничего, что не имело бы своего антипода.
Историки культуры выделяют как особую категорию в изучении барокко, так называемую антиномию – несовместимые друг с другом противоположности, которые в совокупности проявляют определенную гармонию и эстетику. Такая антиномия является чрезвычайно важной для понимания сущности барокко. Исследователи отмечают, что это "созвучие несозвучного" проявляется фактически в каждой черте барокко. Наиболее характерными антиномиями барокко считают:
- отношения хаоса и порядка;
- человек одновременно все и ничто;
- противопоставление жизни и смерти.
- кроме того есть определенные противопоставления на таких уровнях познания бытия, как время, пространство и мышление.
Для философии эпохи барокко характерно видеть в самом фундаменте вещей разорванность и противоречие (особенно это заметно при сравнении с характерными для ренессанса тенденциями к гармонии и единству).
Особенностью, специфическими чертами барокко, по сравнению с другими культурами являются:
- повышенная эмоциональность;
- явный динамизм;
- эмоциональность, контрастность образов;
- большое значение придающиеся иррациональным эффектам и элементам.
Подведем основные итоги изучения настоящего вопроса:
- сущность эстетики барокко заключается в том, что в эпоху барокко изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Таким образом в эстетике барокко прекрасным подчас считалось, то что было безобразным, например в эпоху ренессанса. В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, а новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко.
- барокко как художественное направление, отражает кризисную концепцию мира и личности. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична: в ней присутствуют сомнения в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом;
- особенностью, специфическими чертами барокко, по сравнению с другими культурами являются: повышенная эмоциональность; явный динамизм; эмоциональность, контрастность образов; большое значение придается иррациональным эффектам и элементам. Эти черты наиболее ярко проявились в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах;
Проиллюстрируем описанные выше черты барокко применительно к архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах в XVII – XVIII веках. . Сразу оговоримся, что барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.
Барокко в архитектуре и скульптуре.
"Отцом" барокко в архитектуре называют Микеланджело, поскольку в его статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к духовным ценностям средневековья и последовательное открытие новых принципов формообразования. Буанаротти, в последние годы своей жизни, исчерпав возможности классицистической пластики, создавал невиданные ранее экспрессивные формы. Его фигуры в "Сикстинском плафоне" изображены не по правилам пластической анатомии, а согласно иным, иррациональным силам, вызванным к жизни фантазией самого художника.В этом проявился один из первых признаков барокко - избыточность средств и смешение масштабов. Если в искусстве Классицизма все формы четко определены и отграничены друг от друга, то "Сикстинский плафон" Микеланджело, потому и является первым произведением стиля Барокко, что в нем произошло столкновение нарисованных, но скульптурных по осязательности фигур, и невероятного архитектурного каркаса, написанного на потолке, нисколько не согласованного с реальным пространством архитектуры. Дж. Вазари, летописец Возрождения, назвал этот стиль "причудливым, из ряда вон выходящим и новым".
Таким образом, для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Проанализируем особенности барочной архитектуры и скульптуры по странам.
В Итальянской архитектуре самым видным представителем стал Карло Мадерна. Главное его творение – фасад церкви Санта-Сусанна, законченный в 1603 году. Основной фигурой в развитии скульптуры барокко стал Лоренцо Бернини. Кроме этих деятелей, свой вклад в развитие Барокко оставили П. Кортона, Г. Гварини, Р. Райнальди и Б. Лорена.
Первые его произведения в этом стиле относятся к 1620 году. В отдельную школу Барокко Италии выделяют так называемое сицилийское барокко, которое развилось после землетрясения 1693 года.
Стиль барокко в архитектуре получает распространение в Испании, Германии, Фландрии, Нидерландах, России, Франции.
В Испании наиболее популярный памятник барокко — собор в Сантьяго-де-Компостела. В этой стране архитектурное барокко получает название "чурригиреско" (в честь архитектора Хосе Чуригеры). Испанское барокко распространилось от туда и в Латинскую Америку, где смешалось с национальными архитектурными традициями, в результате чего появился самый вычурный тип Барокко – ультрабороккко.
Во Франции стиль барокко представлен гораздо скромнее. К французскому барокко обычно причисляют Версальский дворец, Здание Французской академии наук, Люксембургский дворец и др. Характерная черта стиля архитектуры барокко во Франции – определенный стиль садово-паркового искусства (Версальский парк). Во Франции, в XVIII веке, стиль барокко преобразовался в рококо, которое в свою очередь распространилось по всей Европе.
Во Фландрии архитектура барокко представлена ансамблем Гранд-Пласс (Брюссель), а также дом Рубенса в Антверпене.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый и Летний дворцу в Сан-Суси.
В России барокко появляется в XVII веке и получает развитие в эпоху Петра, при строительстве Санкт-Петербурга и достигает своего апогея при Елизавете Петровне. Основные имена, с которыми связано барокко в русской архитектуре это Б. Растрелли, Д. Трезини и С. Чевакинский. Наиболее значимое произведение – Петергоф.
В целом барокко как архитектурный стиль начался еще в XVI веке (где ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Перейдем к музыке барокко.
Условно, под музыкой барокко подразумевают множество композиторских стилей существовавших в Европе в течении 150 лет, в XVII – XVIII веках. Тут необходимо заметить что, термин "барокко" в отношении музыки стал применяться относительно недавно (с начала XX века).
Основные инструменты музыки барокко – виола, лютня, барочная гитара и барочная скрипка.
Основные значимые моменты в истории музыки барокко – создание оперы в Италии, оратории (раскрытие музыкальными средствами драматического содержания) также в Италии, а также кантаты и сонаты.
Основной лейтмотив инструментальной музыки – создание инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Также развивается жанр сюиты.
Исторически музыку барокко делят на:
- музыку раннего барокко – 1600 – 1654 гг. (основной представитель – Клаудио Монтерведи; характерные черты – переходный период от музыки ренессанса);
- музыку зрелого барокко - 1654 – 1707 гг. (представители - Жан Батист Люпи, Арканджело Карелли, отличается от раннего, распространением нового стиля, усилением разделения музыкальных форм, особенно в опере);
- и музыку позднего барокко – 1707 – 1764 гг. (представители Антонио Вивальди, Иоганн Бах. Характерные черты – переход к музыке классицизма).
Музыка Барокко развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и Австрии и была своего рода переходной моделью от музыки возрождения к музыке классицизма. Основные события этот периода – создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты.