Барокко, как архитектурный стиль, начался еще в XVI веке (где ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
Музыка Барокко развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и Австрии и была своего рода переходной моделью от музыки возрождения к музыке классицизма. Основные события этот периода – создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты;
Характерная черта барокко в литературе – сочетание реальности и аллегории, широко используются метафоры, оксюмороны, антитезисы. Литература барокко отмечена символизмом, вниманию к теме бренности, непостоянства, ночи и сна. Основные жанры - это сонет, сатирический роман, пастораль, кончетти и др.;
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты – цветистость и динамичность. Развивалось барокко в живописи в основном в Италии, Испании, Фламандии и Франции.
Таким образом, мы рассмотрели историю возникновения, историю термина, эстетику, сущность и основные принципы барокко в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах XVII – XVIII веков.
1. Бореев Ю.Б. Эстетика – М.; Феникс, 2006. – 290 с.
2. Васильев А.А. Европейская культура средневековья – СПб.: Алетейя, 1998. – 582 с.
3. Вельфин Х. Ренессанс и барокко. М.: Познание, 1989. – 340 с.
4. Вейс Г. История культуры народов мира. М.: Эксмо, 2005. – 560 с.
5. Виноградов М.А. Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII века. М.: Эдельвейс, 1999. – 158 с.
6. Владимирова С.А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина. М.: Гардарика, 1994. – 203 с.
7. Всемирная история архитектуры // Отв. ред. А.П. Чубовой – М.: 1978. – 680 с.
8. Всемирная история в 24 тт. Том 9. Начало возрождения – Минск: Литература, 1997. – 592 с.
9. Всемирная история в 24 тт. Том 10. Возрождение и реформация Европы – Минск: Литература, 1997. – 480 с.
10. Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600-1750 годами. М.: Наследие, 2004. – 230 с.
11. История искусства зарубежных стран // Отв. ред. М.В. Доброклонский – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 406 с.
12. Коломийцев В.Ф. Познание культуры. М.: Искусство, 2001. – 340 с.
13. Капиталов С.М. Западноевропейская скульптура в XVII – XVIII веках – М.: Знание, 1973. – 170 с.
14. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года - М.: Музыка,1982. – 345 с.
15. Липатов В.М. Этюды по теории западноевропейского искусства. - М.: Искусство, 1963. – 380 с.
16. Офицеров С.А. Диалогическая культура эпохи барокко – М.: Книжная лавка, 1997. – 206 с.
17. Очерки по истории зарубежной литературы. СПб.: Питер, 1997. – 420 с.
18. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве // Отв. ред. Е.А. Виллер - М.: Наука, 1966. – 450 с.
19. Русское искусство барокко // Отв. ред. М.А. Алексеева - М.: Наука, 1970. – 250 с.
20. Шубарт В. Европа и душа востока. М.: Русская идея, 2000. – 448 с.
21. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003. – 474 с.
22. ru.wicipedia.org. - материалы сайта.