Смекни!
smekni.com

Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде (стр. 1 из 3)

Сравните по 4 этническим классификациям: осетинов и балкарцев

Осети́ны (осет. ирæттæ; собирательно ирон адæм, ир) - народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия - Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; большинство осетин двуязычны (двуязычие - осетинско-русское, реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое). При этом за последние советские и постсоветские десятилетия увеличилось число осетин Северной Осетии плохо, либо совсем не владеющих родной речью. Языковую ассимиляцию, в частности, можно наблюдать во Владикавказе, Беслане, Моздоке.

Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс.

Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.

Осетины - название народа, произошедшее от греческого - ос, названия алан, перешедшего в грузинский - оси, овси (груз. ოსები), которое в свою очередь произошло от самоназвания части алан - асы. В русском языке появился этноним осетины от грузинского названия Алании - Осети. Самоназвание осетин - "ирон". По одной из версий это слово восходит к "арии" (آریا, ārya, aryien - благородный). В византийских источниках осетин называли аланами, по-грузински овсы (осы), по-армянски осы (в некоторых древних источниках также аланы), по-русски ясы.

Осетины являются прямыми потомками сарматского племени алан, отсюда и название республики РСО-Алания.

Это подтверждается как языковыми данными, так и осетинской мифологией и генетическими исследованиями.

В более широком смысле, осетины являются единственным сохранившимся реликтом северо-иранского (скифо-сарматского) языкового мира.

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финского происхождения Андреаса Шёгрена.

Уже в середине XIX века русский учёный немецкого происхождения В.Ф. Миллер писал: "Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы"

Балка́рцы (карач. - балк. Таулула - дословно: "горцы") - северо-кавказский народ, коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном её горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом - урусбиевцы) и Малка.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате необычайно сложного и длительного процесса смешения и поэтапного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV-I тыс. до н.э. (особенно племен кобанской культуры XII-IV вв. до н. э);

б) алан-асов или овсов (II-I вв до н.э. - XIII в. н. э);

в) болгар или булгар (I тыс. н. э) и половцев-кыпчаков и/или куманов (XI-XIV).

Смешанный характер этногенеза балкарцев проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этнических наименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первые упоминания балкарцев содержатся у автора IV в. Ибн А. Котины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци, V в), а также в латинском "Анонимном Хронографе" 354 г., хронике З. Ритора (VI в), "Армянской географии" А. Ширакаци (VII в). В русских документах наиболее ранние упоминания балкарцев относятся к 1629 году. В грузинских источниках XIV-XVIII вв. балкарцы известны под именем "басианы". Осетины называли их асами (æссон, асиаг), сваны - "сауары" или "горцы", кабардинцы - "къушхьэ" (горцы).

Проблема средневековых алано-тюркских (половецких) связей впервые была освещена в трудах В. Миллера и М. Ковалевского, совершивших в 80-х годах путешествие по Балкарии. Собранные ими в большом количестве топонимические материалы ставят перед исследователями вопрос о роли аланского компонента в формировании балкарского народа. В советское время исследование этой проблемы было продолжено В.И. Абаевым.

Еще в 30-х годах специальные экспедиции в Балкарию и Карачай обследовали почти всю западную часть исторической территории Алании, от Терека до верховьев Кубани, и собрали огромный материал, показывающий наличие близких черт в быту балкарцев и карачаевцев, с одной стороны, и осетин - с другой. В это время В.И. Абаевым выявлено 200 осетинских слов, воспринятых предками балкарцев и карачаевцев в средневековый период; среди этих слов есть и такие, которые "в самом осетинском языке уже мало или вовсе не употребляются". "Этот материал - пишет В.И. Абаев, - вновь подтвердил, что осетинские элементы в балкаро-карачаевском ни в коем случае не могут объясняться распространением из нынешней Осетии.

В этом случае количество таких элементов резко убывало бы с востока на запад, и в таком отдаленном от Осетии районе, как Баксанский, не могло быть сколько-нибудь значительным. В действительности баксанский насыщен "осетизмами" не меньше других говоров, и что особенно показательно, в нем встречаются такие осетинские элементы, которых нет в более близких к Осетии говорах - чегемском и верхнебалкарском. Вывод ясен - осетинские элементы в балкаро-карачаевском - не результат новейшего заимствования из современной Осетии, а наследие старого алано-тюркского смешения, происходившего на территории всех ущелий, от Терека до верхней Кубани".

Наряду с данными языка и топонимики весьма важным источником для выявления аланского субстрата в этногенезе балкарцев и карачаевцев является этнографический материал, который раньше почти не привлекался. Полевой этнографический материал показал родство балкарцев и карачаевцев с осетинами в хозяйстве, культуре, в обычаях, нравах и т.д. Эту близость во многом можно объяснить как этническим родством, так и общими традициями этих народов, сложившимися в период их пребывания в горах западной Алании.

Несомненный интерес для нас представляют фамильные предания, записанные еще Миллером и Ковалевским. Этот вид устного народного творчества, каким бы тенденциозным он ни был, в какой-то мере отражает реальные исторические события и может помочь решению рассматриваемой проблемы.

В преданиях упоминаются названия некоторых осетинских родов: Саута (осет. - Черные), Мысаковы (осет. - Масуг, башня), - сталкивавшихся с пришлыми тюркоязычными племенами. Когда в густонаселенное Черекское ущелье вторглась масса половцев, значительная часть коренных жителей - алан ушла в районы современной Осетии, в частности в Дигорское ущелье. Многие носители дигорских фамилий считают своими предками выходцев из Балкарий.

О длительном существовании в Верхней Балкарии (Черекское ущелье) тюркоязычного и аланского населения и их общении с жителями Дигорского ущелья говорит предание о происхождении родоначальников балкарских таубиев - Басиат и дигорских феодальных фамилий - Бадела. Басиат и Бадела считаются родными братьями. Покинув древний город Маджар на Куме, они сначала поселились в Дигорском ущелье, а затем Басиат поссорился с младшим братом Бадела и ушел в верховья Черека.

Можно отметить большое количество браков между представителями осетин, балкарцев и карачаевцев. Многие осетинские семьи переселялись в Балкарию, так же как и балкарские в Осетию.

Для выявления осетино-балкаро-карачаевских связей интересен анализ этнонимов, которыми эти народы называют друг друга. Балкария издавна известна осетинам под именем Ассы, отсюда ассиаг, т.е. человек из страны Ассы. Это старое аланское самоназвание жителей Западной Алании сохранилось и в карачаево-балкарском языке, но в настоящее время оно означает - иноверец. Ассыдан туугъан - рожденный от безбожника, т.е. от человека другой веры, какими были аланы для турок. В языке балкарцев и карачаевцев есть слово алан: в значении товарищ, друг. Такого толкования нет у других тюркских народов. Можно полагать, что несмотря на сохранение ряда этнических особенностей аланы, оказавшиеся среди пришлых тюркоязычных племен, сотрудничали с ними в мирное время и совместно отражали набеги врага.

Жителей Карачая, возникшего, по-видимому, не ранее XVI в. в результате переселения балкарцев в верховья Кубани, осетины называют хъарасе, хъарасиаг - из страны Карачая. Балкарцы именовали осетин дигор. Карачаевцы именуют осетин-иранцев этнонимом тегей, а дигорцев - дюгер.

Таким образом, можно констатировать сохранение в языке изучаемых народов аланских этнонимов ассы и дигори (дигорцы), отмеченные еще в "Армянской географии" VII в., где под именем дигор выступают, по-видимому, обитатели современного Дигорского ущелья, ассы же - это жители остальных районов Западной Алании. Это дает основание предположить, что существовали два самостоятельных аланских племени.

Близость рассматриваемых народов прослеживается и в области материальной культуры. Несомненно, что половцы, попавшие в непривычные для них горные условия, унаследовали аланские сельскохозяйственные орудия, в том числе и пахотные, а также некоторые навыки и приемы хозяйства. Это положение подтверждается сравнительным изучением традиционных орудий у осетин, балкарцев и карачаевцев. Балкаро-карачаевское пахотное орудие (сабан агъач) почти абсолютно идентично горному осетинскому пахотному орудию (дзыбыр) и особенно его дигорскому варианту. Однако мы не находим аналогии ему у других соседних народов - кабардинцев, чеченцев. Две главные части этого орудия - ручка и дугообразная стойка - имеют осетинские названия; первая называется гулос, а вторая гина.