Как известно, в первой половине тридцатых годов казахская художественная литература стала на путь возмужания. Казахский театр, рожденный во второй половине 20-х годов, добился значительных успехов. В те годы находилась на творческом подъеме и музыкальная культура Казахстана. Профессионально развивалось также казахское изобразительное искусство. А национального киноискусства Казахстана еще не было так как в ту пору Казахстан не имел технической базы кинопроизводства, не располагал также инженерно-техническими и творческими кадрами кино. Это в значительной степени задерживало рождение национального киноискусства. Пионерам казахского кино приходилось изучать, анализировать и использовать все нужное, полезное из родной культуры для создания и развития нового вида искусства. Но, для развития киноискусства важно было иметь материально-техническую базу, кадры специалистов и профессиональную зрелую кинодраматургию. Они друг друга обуславливают, одно без другого не могут существовать. Прекращение кинопроизводства в Алма-Ате и перенесение всей работы по созданию фильмов о Казахстане в Москву объясняется именно отсутствием этих трех компонентов кинопроизводства.
Только через три года эта проблема сдвинулась с мертвой точки, когда в 1934 была организована Алма-Атинская студия кинохроники. В 1941 на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года была организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов.15 ноября 1941 Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями "Мосфильм" и "Ленфильм" - в Центральную Объединенную киностудию - ЦОКС, которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80% всех отечественных художественных фильмов.25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов. В 1945 году после реэвакуации "Мосфильма" и "Ленфильма" Алма-Атинская киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов начала работать самостоятельно.
Таким образом, процесс становления казахстанского кинематографа на первом этапе был довольно трудным и имел ряд существенных недостатков, таких как отсутствие зрелой художественной литературы, актерских кадров, композиторов и художников, материально-технической базы, квалифицированных инженерно-технических кадров и высокой культуры производства. Но уже к 50-м годам эта проблема была практически ликвидирована и уже во второй половине ХХ века наблюдается подъем отечественной киноиндустрии. (Вставить кто работал в 50-е годы, где они учились, какую специальность получили, орг. набор, нац. квота) Значительную роль в этом подъеме сыграла киностудия им.Ш. Айманова.
Киноискусство Казахстана зародилось благодаря упорному стремлению людей, посвятивших свой талант и умение великому делу обогащения духовной культуры родного народа. Сегодня эти люди составляют коллектив, живущий большой творческой жизнью и направляющий все свои усилия на то, чтобы выпускать хорошие кинопроизведения. Это киностудия "Казахфильм".
Творческие удачи деятелей казахского кино связаны с их настойчивыми, напряженными поисками нового, более значительного содержания, новых, более острых и актуальных проблем, более выразительной художественной формы. В результате этих поисков появились его первые, полюбившиеся нам фильмы: "Девушка-джигит", "Наш милый доктор", "Перекресток", "Сказ о матери", "Меня зовут Кожа", "Алдар-Косе" и другие.
В советское время произведения казахского кино успешно демонстрировались на экранах всего союза. Кинематографисты Казахстана участвовали во всесоюзных кинофестивалях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и на международном кинофестивале стран Азии и Африки. Многие казахские режиссеры и актеры на этих фестивалях были удостоены почетных дипломов.
Сложное искусство кино требует коллективных усилий не только творческих работников, но и людей многих других профессий, таких, как костюмеры, реквизиторы, гримеры, монтажеры, ассистенты режиссеров, операторов, художников, мастера производственных цехов. Их имена обычно не указываются в титрах фильма, хотя в создании картины они играют немаловажную роль.
В числе первых людей, посвятивших свою жизнь казахскому киноискусству необходимо назвать такие фамилии как Ф. Лелюх, А. Шевелев, К. Юманков,
3. Бошаев, Т. Бейбитов, Е. Дергачева, инженеры Ю. Бреус, Е. Белоконь, Л. Касперский и многие, многие другие. Все они, связав свою судьбу с казахским кино, стали подлинными его патриотами.
Ряды творческих и инженерно-технических работников постоянно пополнялся молодыми специалистами, получившими специальное высшее образование в Государственном институте кинематографии в Москве и в Ленинградском институте киноинженеров. Некоторые из них сегодня являются знаменитыми режиссерами.
Почти полвека прошло с момента создания киностудии "Казахфильм". За это время она оснастилась новейшей аппаратурой, значительно поднялась ее производственная мощность. Студия с каждым годом расширяется, совершенствуется производственная технология. Перспективы развития казахского киноискусства вызывают необходимость строительства новых съемочных площадей, максимального использования природно-климатических возможностей республики. И эта задача успешно выполняется.
Перейдем к истории создания киностудии "Казахфильм". Выше мы уже говорили о том как в Казахстане была создана Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов. В январе 1960 года приказом Министерства культуры Казахской ССР эта студия переименована в киностудию "Казахфильм". В 1984 киностудии "Казахфильм" присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии Шакена Кенжетаевича Айманова. В 1985 она стала называться как Республиканское творческо-производственное объединение (РТПО) "Казахфильм" им.Ш. Айманова. после приобретения независимости нашей республикой в жизни киностудии произошли существенные перемены, а именно: в 1996 году 20 августа РТПО "Казахфильм" им.Ш. Айманова была реорганизована путем разделения на Казахскую кинофабрику им.Ш. Айманова (материально-техническая база) и Национальный продюсерский центр РК (организация творческого процесса, работа с независимыми продюсерскими студиями).28 марта 2000 года Казахская кинофабрика им.Ш. Айманова, Национальный продюсерский центр РК, Казкинопрокат и Госфильмофонд реорганизованы путем слияния в Республиканское государственное казенное предприятие - РГКП Национальная компания "Казахфильм" им.Ш. Айманова.27 июня 2006 года, когда оно стало носить новое наименование - АО "Казахфильм" им.Ш. Айманова. Президентом АО "Казахфильм" стал Азимов Сергей Джумабаевич. И наконец, последнее событие в жизни "Казахфильма" произошло 21 ноября 2007 г. - Президентом АО "Казахфильм" им.Ш. Айманова назначена Кашаганова Анар Екеевна.
Говоря о киностудии "Казахфильм" было бы непростительным не упомянуть о человеке, внесшем огромный вклад в развитие отечественного кинематографа, человеке, чье имя носит киностудия "Казахфильм" - Шакене Айманове.
Становление Ш. Аиманова как актера добавить. Шакен Айманов - ведущий актер и режиссер казахского кинематографа, народный артист СССР, много лет вынашивал мечту поставить фильм об Алдаре-Косе - известном персонаже сказок и легенд Он сам предложил идею этого фильма, сам отбирал наиболее яркие эпизоды. Ему казалось непростительным упущением, что нет еще казахского фильма на фольклорную тему. И конечно же, героем такой картины должен стать самый популярный в народе, щедрый на шутку, красное словцо, знающий невзгоды и не знающий уныния безбородый весельчак Алдар-Косе. Шакену хотелось как можно ярче показать на экране народного любимца, чье слово разило, спасало, уничтожало и миловало. В Алдаре он видел воплощение одаренности своего народа, это был герой, чьим оружием были не копье и булатный меч, а вложенная в уста мудрость", - вспоминал автор сценария Л. Варшавский.
В 1964 году фильм "Алдар-Косе" вышел на экраны в постановке Ш. Айманова, исполнявшего и главную роль. Это был интересный опыт использования фольклорного материала, когда сказочный переходящий из сюжета в сюжет герой вдруг обрел реальную биографию, стал живым человеком со своими симпатиями и антипатиями, непростой судьбой и жизненной драмой. Алдар воспринимался как существовавший в действительности человек, и именно этого добивались создатели фильма, наделяя его лучшими чертами, присущими казахскому народу.
Вывод, итоги,
Документальное кино. В настоящее время кинематограф и экранные технологии в целом в различных странах мира играют ключевую роль в формировании идеологических паттернов, потребительских ориентации и потребительской культуры. Построенная по сетевому принципу аудиовизуальная индустрия сформировала каналы трансляции образцов поведения, стилей жизни норм потребления. Именно в этой сфере лежит центр геоэкономической конкуренции, которая все чаще ведется за нормы потребления и стили жизни, а не за снижение издержек производства.