Смекни!
smekni.com

История казахстанского кинематографа (стр. 6 из 10)

4. Вместо героев-мужчин опорой семьи и дома были старики-аксакалы, мужчины старшего возраста, которых условно можно назвать отцами нации. Именно они и были воплощением силы и мудрости народа, его "столпами".

О художественных образах в казахстанской кинематографии, начиная с 60-х гг. ХХ века мы подробнее остановимся во второй главе нашей работы, но сначала необходимо изучить процесс становления казахского кино, его первые шаги, успехи и неудачи. Этой проблеме мы посвятили нижеследующий параграф.

II.2 История создания первых казахских художественных фильмов

Летоисчисление казахского художественного кинематографа начинается с ленты "Амангельды", выпущенной в 1938 году. Это был первый опыт создания национального фильма, и осуществлялся он на базе киностудии "Ленфильм". Идея снять картину о славном сыне казахского народа, герое гражданской войны Амангельды Иманове принадлежала известным писателям Бейимбету Майлину и Габиту Мусрепову. Творческую помощь оказал в написании сценария уроженец Казахстана, известный к тому времени драматург и писатель, Всеволод Иванов. Работали увлеченно, учась друг у друга - В. Иванов изучал историю казахского народа, его быт, традиции и обычаи, а Б. Майлин и Г. Мусрепов постигали основы драматургического мастерства.

"Фильм об Амангельды - первый полнометражный фильм на тему казахской действительности - должен продолжить традиции шедевров советской кинематографии: "Чапаева", "Мы из Кронштадта", - писала тогда газета "Казахстанская правда". Задуманная как героическая эпопея, эта кинолента явила собой яркую картину жизни казахской степи в предреволюционные годы. Героический образ батрака Амангельды Иманова, возглавившего национально-освободительное восстание в Тургае в 1916 году, воплощает в себе революционный настрой народа.

Уже в самом сценарии четко прочитывалась идея народности будущего фильма. Она мастерски передана и на экране. Режиссер картины М.Я. Левин, понимая важность и значимость этого первого кинопроизведения для молодого национального кино, отнесся к нему с большой ответственностью. Вторым режиссером он пригласил уже имеющего солидный опыт работы в кино Б.А. Медведева, главным оператором известного мастера съемок X.М. Назарьянца. Музыку к фильму писал молодой тогда еще композитор Ахмет Жубанов. На главные роли были приглашены лучшие актеры национальной сцены - Елубай Умурзаков, Калибек Куанышпаев, Сералы Кожамкулов, Шара Жиенкулова, Канабек Байсеитов, Курманбек Джандар-беков. Позже они вспоминали, что к тому времени чувствовали себя профессионалами на сцене театра, способными контролировать жест, мимику, движение, ритм. Но первая работа перед камерой дала понять, что в кино нельзя слепо переносить театральные приемы и методы, что новое искусство требует новой техники, иной культуры актерской игры. Таким образом кинематограф заставлял актеров искать новые возможности, расширяя диапазон актерской профессии.

Выход на экраны фильма "Амангельды" стал огромным событием культурной жизни республики. Как рассказывают очевидцы, публика, едва выйдя из зрительного зала, вновь становилась в очередь за билетами на следующий сеанс. Восторженно отозвалась о фильме и пресса, а его создатели были награждены Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

Итак, первый шаг был сделан. Однако война помешала молодой казахской кинодраматургии осуществить многие планы.

В 1941 году в Алма-Ате работает Центральная Объединенная киностудия (ЦОКС), в состав которой входят, помимо Алма-Атинской, эвакуированные сюда студии "Мосфильм" и "Ленфильм". Их пребывание в республике, непосредственное общение местных деятелей культуры с профессионалами высокого уровня - С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным, И. Пырьевым, Б. Бабочкиным, В. Марецкой, Э. Тиссэ, И. Москвиным и многими другими дало впоследствии свои плоды. Было создано и обучено среднее звено специалистов, в актерской киношколе выросла целая плеяда артистов экрана, появились свои сценаристы, режиссеры, операторы. Трудные военные годы, полные лишений и тяжких потерь, преодоление общих невзгод и единое стремление к победе над фашистами еще более укрепили узы братской дружбы русского и казахского народов. Они стали школой профессионализма для целого поколения казахских кинематографистов.

Связи эти продолжали существовать и после отъезда москвичей и ленинградцев. Свидетельство тому - послевоенная постановка фильма "Джамбул" режиссером Е. Дзиганом по сценарию Н. Погодина и А. Тажибаева о прославленном казахском акыне, в чьей судьбе отражены великие преобразования в жизни казахского народа после победы революции.

"Работать мне пришлось с двумя крупнейшими мастерами слова и экрана, - вспоминает один из соавторов сценария, известный казахский поэт, писатель и общественный деятель Абдильда Тажибаев. - Сценарий создавался вместе с Николаем Федоровичем Погодиным, а ставил фильм Ефим Дзиган. Мы долго и подробно обговаривали каждый будущий эпизод, каждую деталь. И Погодина, и Дзигана интересовало все - отдельные частности жизни Джамбула, искусство акынов-импровизаторов, обычаи нашего народа. Я был рад отвечать им. В свое время мне посчастливилось стать, что называется, правой рукой Джамбула - я записывал его импровизации, поэмы, стихи. Это общение дало мне глубинное понимание природы народной поэзии, проникновение в суть человеческой личности, знание самого Джамбула. И, чем мог, я помогал созданию на экране образа великого казахского акына. Задача у нас была сложной: песни Джамбула давно перешагнули рубеж республики. Надо было показать человека, чей опыт служил поэзии борьбы. Человека, носившего чапан и ставшего членом правительства. Надо было в одной судьбе проследить закономерность расцвета и творческого взлета целого народа. В фильме снимались лучшие актеры республики - Курманбек Джандарбеков, Капан Бадыров, Кененбай Кожабеков, начинающий свой путь в театре ' и кино, Шакен Айманов. И надо отдать должное удивительной прозорливости режиссера Ефима Дзигана, который сумел рассмотреть в даровании Шакена будущую силу и масштабность. Образ Джамбула - живого человека, мудреца, поэта, сына своего народа, созданный Аймановым, до сих пор остается образцом актерской игры". "Джамбул" имел большой зрительский успех как в нашей стране, так и за рубежом.

Любовь казахского народа к музыке, песне, веселой, остроумной шутке не могла не найти экранного воплощения в кинокомедии. Первым и, надо сказать, удачным опытом создания фильма этого жанра стала комедия "Девушка-джигит" по сценарию Ш. Хусаинова и В. Абызова. История любви красавицы Галии и табунщика Айдара составляет основу сюжета, в котором - множество комедийных ситуаций, остроумны диалогов, сатирически заостренных эпизодов. Особую атмосферу праздничности и приподнятости придает „фильму обилие песен и музыки, талантливо написанных композитором В. Соловьевым-Седым.

Удачная сценарная основа послужила добротным материалом для исполнителей ролей. Блистательно дебютировала в главной роли Лола Абдукаримова - ее игру отличали веселое озорство, девичье лукавство, смелость наездницы. Замечательный актерский ансамбль составили вместе с ней М. Суртубаев, К. Кожабеков, К. Байсеитов, В. Сошальская, С. Тельгараев, Б. Римова, С. Кожамкулов и другие.

III. Вывод, итоги,

III.1. Кинематограф "оттепели": 60-е годы

Несмотря на то, что официальная история кино в странах Центральной Азии берет отсчет где-то с 30-х, а где-то с 40-х годов прошлого столетия, именно кинематограф 60-х можно считать точкой отсчета истинно национального кино в странах советского Востока. Потому что только к этому времени появились национальные кадры, способные представить свой народ.

Мира и Антонин Лиехм в книге о советском и восточно-европейском кино после 1945 года пишут: "(В эти годы) появились по-настоящему оригинальные кинокультуры, настолько автономные и естественные, настолько свежие и правдивые, что пробуждали тревогу". А тревогу они пробуждали потому, что за репрезентацией национальных культур, начиналась репрезентация других идейных ценностей и другого мировоззрения. Несмотря на сильный идеологический контроль со стороны советской власти поколению кинематографистов 60-х удалось достойно показать свою культуру на экранах мира.

Впервые в фильмах этого региона был представлен традиционный уклад жизни казахов, кыргызов, узбеков, таджиков, туркмен. Именно в эти годы кинематографисты центральноазиатского региона создали ленты, представляющие исторических и эпических героев своих народов, открыли национальные мифы и мировоззренческие основы бытия своих культур.

Наибольший расцвет национальный культур проявился в так называемую "эпоху оттепели", когда были сняты фильмы, вступающие в спор с официальной советской идеологией. В те годы это можно было сделать только "эзоповым языком" - иносказаниями, намеками, характером изображения. Однако и этого было достаточно для того, чтобы кинематографисты ощутили свободу самовыражения.

Лучшие работы кинематографа "оттепели" были сняты основоположниками национальных кинематографий. В Казахстане - Шакеном Аймановым, Абдуллой Карсакбаевым, Мажитом Бегалиным, Султаном Ходжиковым. В Узбекистане - Шухратом Аббасовым, Али Хамраевым, Ильером Ишмухамедовым. В Таджикистане - Тахиром Сабировым, Борисом Кимягаровым, Маратом Ариповым, Анваром Тураевым. В Туркмении - Алты Карлиевым, Ходжакули Нарлиевым, Болатом Мансуровым. Особым явлением было так называемое "кыргызское чудо" - кинематограф Мелиса Убукеева, Толомуша Океева, Болотбека Шамшиева, Геннадия Базарова и других кинематографистов нашего региона.

В период с 1964 по 1972 год кинематограф Центральной Азии продекларировал основные национальные мифы, ожидания народов каждой из пяти республик, создал незабываемые образы сильных героев.