Смекни!
smekni.com

История кинематографа (стр. 3 из 8)

В 1912 г. фирма «Пате» начала производство недорогих проекторов «Кок». Этот кинопроектор стоил 175 рублей и весил всего 14 кг вместе с динамо-машиной, используемой для накала источника света. Работал проектор от ручного привода, который одновременно приводил в действие и динамо-машину. Фильмы на этом аппарате можно было проецировать на экран размером Зх4 метра. Аппарат «Кок» был узкопленочным, рассчитанным на киноленты с особой перфорацией. Фильмы для него печатались на ацетатной негорючей пленке, что было несомненным достоинством. Но аппарат «Кок» не смог внести существенный вклад в дело приобщения сельских жителей к кинематографу. Обладая хорошими техническими характеристиками, он мог демонстрировать фильмы, созданные только фирмой «Пате», а их производилось не так много, и они были очень дороги. Возможности обновлять репертуар были ограниченными. Работники просветительского кино быстро поняли, что стали жертвой ловкой спекуляции французской фирмы.

В России поборником и настоящим подвижником «разумного кинематографа» был создатель крупнейшей кинофабрики А.А. Ханжонков. Он организовал собственное производство научных фильмов. В 1911 г. А.А. Ханжонков основал при своей кинофабрике Научный отдел, который на протяжении 5 лет выпускал в большом объеме научно-популярные и просветительские картины, посвященные самой разнообразной тематике.

Глава 3. Кинематограф на Алтае

Первые сеансы кинематографа в Сибири состоялись конце 1896 г. в Тюмени и в Новониколаевске; в январе 1897 г. - в Омске и Томске, а в марте - в Красноярске и Иркутске.

О барнаулъской премьере кинематографа сохранилось свидетельство в газете «Томский листок» от 22 мая 1897 г.: «Проездом через Барнаул демонстрировался кинематограф. Изображение привлекло массу зрителей и произвело сильное впечатление. Для учащихся кинематограф «показывался бесплатно. Разнообразия картин не было, хотя некоторые производят хорошее впечатление, а именно: улица Парижа, купанье в Сене, сжигание трав и др. Но отсутствие электрического двигателя не дает полной иллюзии».

Точной даты этого памятного показа кинематографа в Барнауле назвать не представляется возможным. Неизвестно и место его проведения. Выскажу предположение, что это событие могло произойти в Барнаульском Общественном собрании, поскольку в последующие годы подобные сеансы проходили именно там.

Подтверждение тому находится в газете «Ежедневные телеграммы

Российского телеграфного агентства» от 22 августа 1898 г., где

был опубликован анонс следующего содержания:

«Во вторник 25 и среду 26 августа в помещении летнего театра Барнаульского Общественного Собрания будет демонстрироваться Синематограф».

Первые сеансы кинематографа воспринимались публикой как удивительный, необъяснимый по своей природе аттракцион. Об одном из первых кинематографических сеансах в Барнауле вспоминал известный сибирский писатель Глеб Михайлович Пушкарев:

«Зал Общественного собрания был переполнен. Все с волнением ждут открытия занавеса, но его нет: перед сценой большое белое пятно вроде простыни и все. Волнений, переживаний, догадок на час, а известно, что весь сеанс продлится только десять минут... Места не нумерованы. Как обычно, в театре первые места предоставлены дамам и детям. Это же лучшие места. что-то зашумело, заворочалось в конце зала, и на полотно ярко отразился снег, поле, далекие кустики берез и через полотно издали железнодорожные рельсы.

Зал замер. Трещит аппарат. Все взоры прикованы к полотну, и вдруг... далеко, далеко, дальше берез, появляется небольшое пятнышко. Что это? Не разобрать. Пятнышко растет, приближается, вот поднялось над ним облачко пара. Это же паровоз, поезд... Он все ближе и ближе. Видны вагоны. Паровоз доходит до берез, направляется прямо в зал. Он растет с потрясающей быстротой, он мчится прямо в зал, на людей, сидящих в первом ряду. Он так стремителен, что теперь его уже не остановишь, он ворвется в зал и сокрушит все, от него уже нет спасения... Еще миг... В зале крики ужаса. Первые ряды зрителей срываются с мест и с плачем, ревом, устремляются в двери из зала, кем-то предусмотрительно открытые»

Оценки кинематографу давались самые разные. Просвещенная публика не сразу поверила в возможности кинематографа, тогда как в среде разночинцев он был воспринят с восхищением. Привлекательность нового вида развлечения состояла в том, что кинематограф дарил людям радость общения с новым видом зрелища, а также позволял расширять свои познания о самых разных сферах жизни.

У публики просмотры небольших «синематографических снимков», длившихся по 1-1,5 минуте, вызывали смешанные чувства: недоумения, восхищения перед тем, что невозможно объяснить, общий восторг, желание смотреть «живые картины» вновь и вновь.

Первые кинопрограммы составлялись из нескольких коротких лент разных жанров: видовых, хроника событийных, реже — игровых. Продолжительность сеансов первоначально не превышала 10 минут, но год от года она увеличивалась и в среднем составляла 40 минут. И только с 1910 г. на экранах стали появляться полнометражные картины.

Описание некоторых картин из числа первых показанных в Барнауле приводит в своих воспоминаниях все тот же Г.М. Пушкарев: «На сцене огромная голова мальчика. Какая-то небольшая манипуляция, не помню какая, но верхняя часть черепа открывается и чья-то большая рука сыпет туда задачки, школьные заданья, учебники и т.д., затем появляется палка и начинает мешать все это в открытой пустой голове. Были и такие. Улица. Мостовая. На ней лежит окурок папиросы. Окурок начинает вдруг дымиться. Еще момент, он отрывается от земли и летит прямо в рот человеку. Человек курит, и окурок все растет, увеличивается в размере, становится не зажженной папиросой. Еще момент, человек открывает портсигар, и папироса прячется туда... Все ясно. Картина снята нормально, но ее вертели в обратную сторону. Вот и все».

Свои первые впечатления от кинематографа описал Максим Горький после посещения павильона развлечений на Нижегородской ярмарке, где летом 1896 г. проходила Всероссийская промышленная выставка: «Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если бы вы знали. Там звуков нет и нет красок. Там все — земля, деревья, люди, вода, воздух окрашен в серый однотонный цвет; на сером небе — серые лучи солнца, на серых лицах - серые глаза, и листья деревьев серы, как пепел. Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень в движениях».

Представители первых кинофирм и частные владельцы киноаппаратов пустились в странствие по-всему свету. В каждом сибирском городе имелись театры и общественные здания с большими залами, предназначавшиеся для разного рода сословных собраний. Кинодемонстраторы предпочитали брать в аренду на несколько дней такие респектабельные залы. Неизбалованная частыми визитами гастролеров публика сибирских городов охотно шла на сеансы кинематографа. Аншлаги в залах обеспечивали хорошие сборы и позволяли владельцу киноаппарата быть уверенным в коммерческом успехе своего дела.

Публика на сеансах кинематографа была весьма пестрой, посмотреть кинопрограммы приходили и люди высшего сословия, и ремесленники, и рабочие, и крестьяне, и интеллигенты; люди всех возрастов. Причина популярности кинематографа была в увлекательности зрелища и в невысокой цене на входные билеты.

Кинематограф путешествовал по городам со скоростью «люмьеровского поезда», запечатленного в одной из первых кинолент. И это не просто образное сравнение. В частности, в появлении и распространении кинематографа в Сибири железная дорога сыграла значительную роль.

В те годы строительство нового огромного по протяженности железнодорожного пути — Транссибирской магистрали — велось весьма активно. 1 октября 1896 г. было открыто движение от Челябинска до станции Обь, а 10 октября стал функционировать участок дороги до Красноярска. В то же время было завершено строительство дороги до Томска. Появившаяся возможность быстро и с комфортом преодолеть значительные расстояния до сибирских городов открывало широкие перспективы для активизации гастрольной деятельности театральных и цирковых трупп, в том числе и первых кинодемонстраторов.

Распространение кинематографа на Алтае как вида зрелища имело одно очень важное следствие. Постепенно сам Алтай, виды его великолепной природы, запечатленные на кинопленке, получили возможность предстать на экране перед зрителями. Первый опыт проведения съемок кинофильма на Алтае произвел известный барнаульский фотограф Сергей Иванович Борисов. Летом 1910 г., во время экспедиции по Горному Алтаю, он снял фильм «Виды Алтая». Эта лента была выпущена на экраны крупнейшим в Сибири кинопрокатчиком А.М. Дон-Отелло. Другой фотограф, Сергей Иванович Гуркин, брат художника Г.И. Гуркина, в 1913 году снял картину «Кровавое жертвоприношение алтайского шамана Блчек» и продемонстрировал ее в сентябре того же года в Томском Общественном собрании. В том же, 1913 году, экспедицией видного деятеля в области охраны природных богатств Франца Франциевича Шилленгера был создан видовой фильм «Алтайский заповедник». Эта уникальная лента в 1933 г. по рекомендации Наркомпроса РСФСР была выпущена повторным тиражом и вновь демонстрировалась на экранах страны. В 1910-е гг. интерес к Алтаю проявился и у представителей французских фирм «Гомон» и «Пате», которые снимали в Сибири материалы для выпусков кинопериодики. В 1913 г. фирмой «Гомон» был создан фильм «Уголки девственного леса Алтая». С иностранными фирмами сотрудничали и русские операторы. Так, томский фотограф А.А. Хаймович по предложению фирмы «Пате» в мае 1914 г. снимал на Алтае пейзажные кадры, типы инородцев и их религиозные обряды.