Министерство общего и профессионального образования РФ
Гуманитарный университет
Факультет Конструирования и Моделирования одежды
по дисциплине «История костюма»
Тема: «Исторический костюм – источник творчества современников»
Группа: ___________________
Исполнитель: ______________
Руководитель: ______________
Допущено к защите:_______________________2008 г.
Екатеринбург, 2008г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Женский костюм Древней Греции………………………………………….4
1.1. Историческая справка……………………………………………………..4
1.2. Эстетический идеал………………………………………………………..6
1.3. Состав женского костюма………………………………………………...7
2. Современная коллекция……………………………………………………12
2.1. Эскизы…………………………………………………………………….12
2.2. Описание коллекции……………………………………………………..13
3. Заключение………………………………………………………………….14
4. Список используемой литературы………………………………………...15
Введение.
В общепринятом смысле костюм часто ассоциируют с модой. История моды неразрывно связана с историей костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку история костюма началась вместе с историей первобытного общества, а мода, как социальное явление, появилась гораздо позже. Слово «мода» произошло от латинского «modis», что переводится как мера, образ. Способ, правило, предписание.
Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти каждый катаклизм в истории человечества вызывал значительные перемены в одежде.
В изучении истории костюма следует различать понятия «одежда» и «костюм», «исторический костюм» и «национальный костюм».
Одежда – искусственный покров тела человека, защищающий его от неблагоприятных внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека.
Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию.
Исторический костюм – это «изменяющаяся одежда», которая более или менее – в особенности с конца средневековья – подчиняется моде.
В противоположность историческому костюму, национальный и народный костюмы перетерпели лишь незначительные изменения. Они представляют собой достаточно «стабильную» одежду, различающуюся в зависимости от государственных и географических границ и многих других факторов.
В данной работе описывается женский костюм Древней Греции, его состав, эстетический идеал. А так же предоставлена современная коллекция на основе моды Древней Греции.
1. Женский костюм Древней Греции.
1.1. Историческая справка.
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова Эгейского моря. Лучезарное море, омывавшее Грецию, мягкий, теплый климат создавали прекрасные условия для жизни людей, способствовали развитию торговли и мореплавания.
Горы и морские заливы делили территорию на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении городов-государств.
Наивысшего расцвета Греция достигла в период Афинского государства в V в. до н.э. Основными занятиями греческого населения были мореплавание, торговля, земледелие, и разные ремесла. Характерной чертой древнегреческого общества являлось отсутствие крупного землевладения. Это обусловило возникновение и развитие греческой демократии. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в междоусобных стычках, возникавших между полисами, и от внешних врагов Греции. Этот период истории носит название классического, еще его называют «золотым веком» в истории Афинского государства.
Понятие о красоте Древние Греки связывали с нравственными качествами человека. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.
Победа в греко-персидских войнах вызвала подъем национального самосознания.
В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение – ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма – периптер.
Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно – и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.
Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых - в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.
Костюм в Древней Греции складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Создание костюма, грима, аксессуаров было таким же творением, как и все виды искусства. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.
1.2. Эстетический идеал.
Греческий костюм складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Благодаря тому, что божества представлялись эллинам в образах людей с идеальными формами тела, у них развился культ человеческого тела. Люди стремились приблизиться к созданному художниками божественному идеалу.
Эллины считали тело лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Эстетическим идеалом был образ мужественного человека, доблестный и прекрасный, - «калосс агатос», как говорили греки. Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично сложенное и развитое тело являлось необходимым признаком красоты. Эстетическое отношение к человеческому телу и благоприятные климатические условия, предопределили легкость и гармоничность форм античного костюма.
Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям «золотого сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской. Именно такой была скульптура под названием «Венера Милосская» (рис. 1). Она обладала параметрами 86-69-93, при росте 164 см. На взгляд современного ценителя прекрасного - Венера была слегка полновата.
Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Что подразумевали под этим греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь сострадать и уважать поверженного врага.
1.3. Состав женского костюма.
Женский облик имеет характер утонченный, нежный, изящный. В искусстве воспеваются женщины в образе богини и жрицы.
Эллины считали тело самым лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Эстетическое отношение к человеческому телу и благоприятные климатические условия предопределили легкость и гармоничность форм античного костюма.
Эстетической основой костюма являлась драпировка, которая располагалась в самых разнообразных направлениях, подчёркивая форму тела, и изменялась в разных ракурсах при движении. Вся драпированная одежда основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых и органных складок.
Драпировка прекрасно выявляла благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движение и в то же время скрадывала любые возможные недостатки тела. Только такая одежда с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок или легкая парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под ней телу возможность жить собственной жизнью, являясь лишь «эхом человеческого тела», как и архитектура этого периода. Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно падающих складок такой костюм напоминал стройные колонны храмов. Греки любили «прекрасное» без суеты и красоту без изнеженности». Основной интерес греков вызывала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только её размеры, ткань, отделка, украшения.
Самые характерные греческие орнаменты – «пальметты», «бусы», «меандр», «набегающая волна», «ионики». Происхождение орнамента тесно связано с наблюдениями над окружавшей природой. Так, волны моря превратились в ритмически повторяющиеся завитки орнамента, извилистые берега реки – в сложный меандр, кроны пальм – в стилизованные пальметты (рис. 2)
Рис. 2. Греческий орнамент:
а – критская волна, б – меандр, в – пальметты.
Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками – фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками.