Смекни!
smekni.com

История отечественного искусства (стр. 13 из 14)

Для истории русской архитектуры переломным был рубеж 17 и 18 вв. При Петре I вначале преобладал прозаичный комфортабельный голландско-немецкий классицизм, но к концу его царствования (особенно npи его преемниках) стало утверждаться пышное, представительное зодчество барокко (Двенадцать коллегий Доменико Трезини в Петербурге, двoрец с водным каскадом, фонтанами и каналом в Петергофе).

Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, развивались регулярные парки. Главной задачей русской архитектуры начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В середине 18 в. в русской архитектуре нарастают тенденции барокко (творчество В.В. Растрелли и С.И. Чевакинского в Петербурге, Д.В. Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками которого в России явились А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Конец 18 - 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных городских ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и других городов (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К.И. Росси, В.П. Стасов, О.И. Бове, Д.И. Жилярди). Для архитектуры этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через "образцовые проекты", по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.

При Елизавете Петровне Растрелли создал великолепный, торжественный, полный парадного величия стиль, сочетающий черты классицизма (размах строгих прямолинейных планов), барокко (пластичность, динамика архитектурной и скульптурной обработки фасадов) и рококо (прихотливый криволинейный узор, раскраска в "приятные глазу" тона).

Екатерина II предпочла классицизм - один из самых привлекательных в мировом зодчестве, сочетающий строгость линий, мягкую пластику, нежность отделки: Чарльз Камерон (ансамбль в http://russia. rin.ru/guides/10681.htmlПавловске, галерея в Царском Ceлe), Антонио Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, "Китайский дворец" в Ораниенбауме), Юрий Фельтен (решетка Летнего сада в Петербурге)

Вершина русского классического стиля - русский ампир ("поздний классицизм"). При Павле I и Александре I в Петербурге выстроены целые районы, грандиозные ансамбли, пpидавшие Петербургу имперское величие и размах, достойные народа, победившего в наполеоновских войнах грозного противника. Биржа Тома де Томона, Казанский собор и Горный институт Андрея Воронихина и особенно колоссальные и вместе с тем стилистически очень цельные комплексы Карло Росси.

При Николае I классицизм уступил место направлению, называемому эклектикой или историзмом, суть которого заключается в подражании древнерусскому искусству, готике, Ренессансу, барокко. Наиболее знамениты Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле Константином Тоном. Постройки ХIХ века - фабрики, вокзалы, пассажи - часто поражают новизной композиции, отвечающей новым функциям, новизной конструкций из металла и стекла. Следует отметить, что именно постройки XIX столетия определяют облик большей части городов России.

К концу XIX - началу XX века относятся поиски нового, цельного стиля в архитектуре. Новая архитектура начинается с работ живописцев, когда Bиктор Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковь и "избушку на курьих ножках", а Ф.О. Шехтель особняк С.П. Рябушинского.

В первые годы советской власти великие конструктивисты Веснины, Константин Мельников, Иван Леонидов, Моисей Гинзбург, Георгий Гольц в аскетическом, но полном зажигательной утопической фантазии стиле строили фабрики, дома-коммуны для коллективного быта, дома культуры, фабрики-кухни и прочее выдумки отчаянных революционных фантазеров.

На рубеже 20-30-х годов сталинский режим заменил эту утопию другой, основанной на парадных образах классицизма: Борис Иофан, создавший проект Дворца Советов, Дмитрий Чечулин, Аркадий Мордвинов изменили облик многих городов Советского Союза.

После Великой Отечественной войны "сталинский ампир", "стиль триумф" стал стилем восстановленных городов - Волгограда, Минска, Киева. Расточительное строительство, изобилующее украшениями - колоннами, портиками, скульптурой, продолжалось до хрущевской "оттепели", когда разгулу "украшательства" был положен конец, а на его место был поставлены однообразные, всюду одинаковые пятиэтажные "коробки", главной целью которых было срочно дать жилье миллионам бездомных жертв индустриализации и войны.

Это массовое дешевое строительство продолжается и сейчас, но после "перестройки" на лучшее места в городах выдвинулась банки, офисы в духе "постмодернизма" с башнями, криволинейными крышами, бетонно-стеклянными фасадами. В пригородах появились причудливые коттеджи. Лучшие зодчие наших дней активно ищут новые возможности стиля реконструируемых городов.

В 2009 году Красноярскому краю исполнилось 75 лет, его предшественнице - Енисейской губернии - 187 лет, а старейшим поселениям этой территории более 400 лет.

И за все годы исторического развития города, поселки, и отдельные поселения застраивались в соответствии с канонами русской архитектуры, вобрав в себя все лучшее что накоплено за годы развития не только сибирских территорий, но и всей России. На этом сайте мы постараемся отобразить наиболее значимые, исторически ценные и культуро-образующие архитектурные сооружения и архитектурные ансамбли древнейших сибирских городов, в том числе и утраченные.

Ольгинская церковь в с. Ольгино Уярского района Красноярского края

Церковь во имя Святой равноапостольной княгини Ольги российской была выстроена в 1897-1898 гг. в поселке Ольгинском, в период прокладки участка железной дороги между станциями Красноярск-Правый и Клюквенная (г. Уяр). На сегодняшний день утрачен крест на храмовой главе, разрушены элементы внутреннего убранства, частично утрачен декор фасадов.

Церковь Троицкая с. Шалоболино Курагинского района

В 1851 году в селе Шалоболино по проекту неизвестного автора на средства золотопромышленника О.И. Артемьева была сооружена церковь Троицы с теплым придельным храмом Рождества Христова.

Здание церкви расположено в центральной части села, раскинувшегося в излучине реки Шуши. В настоящее время здание является памятником архитектуры XIX века и расположено на территории Курагинского района Красноярского края.


Богоявленская церковь в с. Подсосное Назаровского района Красноярского края

Здание Богоявленской церкви в с. Подсосном Назаровского района заложено 29 сентября 1807 года по грамоте тобольского архиепископа Антония взамен сгоревшей в 1806 г. деревянной церкви Флора и Лавра (80-е гг. XVIIIв). В 1903-1906гг. здание было значительно расширено пристройкой с севера и юга двух придельных храмов по проекту енисейского губернского архитектора Фольбаума А.А. (?).

Троицкая церковь, п. Емельяново, Емельяновского района

Здание Троицкой церкви поселка Емельяново заложено 10 октября 1798 г. по грамоте тобольского архиепископа Варлаама взамен деревянной одноименной церкви, срубленной в 1774-1775 гг. Церковь строилась с 1799 г. артелью мастеров из г. Енисейска в составе: каменщиков Дудина С.О. и Лютыха М.К., плотников Кочкова Д., Кочнева И.


Дом Гудкова П.К. г. Красноярск

Одноэтажный кирпичный дом купца III гильдии С.Я. Кузнецова. Построен в 1826г. В 1880гг. надстроен второй этаж. В 1887гг. Здание перестроено его новым владельцем П.К. Гудковым, почетным гражданином города, директором золотопромышленного общества "Драга". Вместе с домом Гадалова Н.Г. формирует угол перекрестка ул. Мира и ул. Парижской коммуны в г. Красноярске.

Церковь Знаменского общежитского мужского Скита

Знаменский общежительный мужской Скит основан в 1888 году епископом Красноярским и Енисейским Тихоном на землях красноярского Успенского мужского монастыря. В 1888-1894 гг. был выстроен комплекс скитских построек, в состав которых входили: церковь Знамения богоматери (1888-1891гг.), настоятельский корпус (1891г), трапезный корпус, часовня святителя и чудотворца Николая (1894г), странноприимный корпус...


Николаевская больничная Церковь

Здание заложено 26 мая 1902г. на территории комплекса Красноярской городской больницы. Строительство осуществлялось на средства "потомственной почетной гражданки" Токаревой И.И. по проекту енисейского губернского архитектора Фольбаума А.А. Строитель - старший врач городской больницы Прейн А.П. Окончание строительства - 1907г.