Смекни!
smekni.com

История русской культуры V–XVI вв (стр. 7 из 7)

Научные знания. Этот период характеризуется ростом научных знаний и просвещения. Большое значение приобретают практические руководства по арифметике, геометрии, строительству техническим наукам. В Москве и Новгороде появляются часы, развивается кузнечное дело, налаживается чеканка монет, изготовление орудий и другие производства. Все это требовало применения прикладных знаний. Большой интерес проявляется к астрономическим явлениям, пишутся трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и т.д. Развиваются медицинские знания. Очень ценными являются географические описания русских путешественников. Продолжается знакомство русских книжников с античными писателями и философами.

Усложнение строительного и военного дела потребовало совершенствования математических расчетов. Появились практические руководства по измерению и описанию земельных площадей, были составлены различные пасхальные таблицы. В XVI веке умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками «плюс» и «минус».

Появились первые русские географические карты («чертежи»). В 50-х годах XVI века началось составление генерального чертежа всей страны, описание которого сохранилось в «Книге Большому чертежу». Изготовление пороха, развитие солеваренного производства требовали применения химических знаний. Различные сведения по биологии, медицине содержались в многочисленных «травниках» и «лечебниках»[10].

Итак, татаро-монгольское нашествие не сломило творческого духа русского народа. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы проявился в огромном интересе к историческому культурному наследию Древней Руси. Он способствовал развитию лучших его традиций и созданию новых культурных памятников. Не случайно культуру XV–XVI вв. специалисты иногда называют «русским Возрождением».

Заключение

· Первая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а второй – тысячу лет христианского государственного.

· Вторая эпоха развития русской культуры – христианская, занявшая тысячу лет, – можно подразделить на три периода.

· Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX–XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа – киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта – ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

· Второй период связан с династией Романовых (1613–1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Этот период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

· Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация – на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, будучи непохожа ни на ту, ни на другую.

· У славян обнаружена оригинальная система письма – так называемая узелковая письменность.

· Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила разительный подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

· Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями и проповедниками христианства.

· Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков.

· Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственными формами художественного самовыражения русских.

· В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора.

· Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.

· Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления – процесс закономерный не только для России, но и для Западной Европы. В России в это время ведущими являлись три школы:

– владимиро-суздальская;

– новгородская;

– московская.

· Две другие школы – псковская и строгановская – представляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление.

· Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центр Москвы – Кремль.

· Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-публицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной независимости.

· Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания в 1553 году. Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве.


Список литературы

1. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие – М.: Центр, 2001. – 304 с.

2. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие для вузов М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

3. Культурология. Под ред. Багдасарьян Н.Г. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001 – 511 с.

4. Зезина М.P., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990.

5. История культуры России. – М., 1993.

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994.

7. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – 712 с.

8. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 216 с.

9. Кравченко А.И. Культурология Учебное пособие для вузов – 4-е изд – М Академический Проект, Трикста, 2003 – 496 с

10. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: Кавказский край, 1993.

11. Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Социс. 1995.

12. Введение в культурологию: Учеб. пособие Ч. 2. М., 1995.

13. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

14. Культурология, эстетика, искусствознание: Словарь-справочник. Ростов-н/Д., 1997


[1] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 143.

[2] Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: Кавказский край, 1993. С. 8.

[3] Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Социс. 1995. № 2. С. 48—58

[4] Введение в культурологию: Учеб. пособие Ч. 2. М., 1995. С. 19—20.

[5] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 192.

[6] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 193—197

[7] Древнерусская литература. Повесть о разорении Рязани Батыем. Рига, 1981. С. 69

[8] Книпович К.В. Окно в минувшее. Л., 1968. С. 119—122

[9] Культурология, эстетика, искусствознание: Словарь-справочник. Ростов-н/Д., 1997. С. 87-92.

[10] Культурология, эстетика, искусствознание: Словарь-справочник. Ростов-н/Д., 1997. С. 87—92