Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Востока (стр. 2 из 5)

Однако, невзирая на каноничность древневосточной художественной культуры, нельзя не учитывать, что в ее рамках происходило поступательное движение художественного мышления и именно древневосточный тип привел на определенном этапе к появлению античного типа, заложившего фундамент, на котором возвышается здание современной мировой художественной культуры.

Одной из самобытных культур Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. С очень раннего времени индийская цивилизация находилась в тесных культурных контактах со многими странами Востока, а также с античным миром. Достижения индийской культуры оказали значительное воздействие на культуру ряда стран, особенно на иранскую и арабскую культуры.

Археологические и литературные источники свидетельствуют, что культурная традиция Индии насчитывает около пяти тысячелетий. История индийской культуры начинается в III тысячелетии до н.э. В20-х годах XX столетия в долине реки Инд были обнаружены следы древнейшей цивилизации - современницы Египта, Шумера, Вавилона. Основные центры этой цивилизации - города Мохенджо-Даро и Хараппа (названия современные), отсюда - название: Хараппская цивилизация. Эта древнейшая цивилизация имела письменность, которая представлена надписями на печатях. До настоящего времени письменность остается нерасшифрованной, что не дает возможности составить полного представления об этой цивилизации, событиях ее истории и культуре.

Данные археологических исследований показывают, что хараппская культура достигла высокого для того времени уровня. Города имели правильную геометрическую планировку, дома, построенные из обожженного кирпича, поднимались на высоту двух - трех этажей, была разработана система вентиляции и водоснабжения. Получили развитие различные виды ремесла, в том числе и ювелирное. Искусство представлено прекрасными памятниками скульптурной пластики, керамики.

Уникальная Хараппская цивилизация погибла в конце П тысячелетия до н.э. по каким-то неясным до сих пор причинам, ученые выдвигают ряд версий - иноземное вторжение, инфекционные болезни и др. Но древнейшая культура Хараппы и Мохеджо-Даро оказала определенное воздействие на позднейшую культуру Индии; ее черты, в частности, можно проследить в классическом индийском искусстве.

В XII - XI вв. до н.э. на территорию Индии вторгаются с севера индоиранские племена ариев. Этот период принято называть арийским или ведическим, так как история развития индийского общества находит свое отражение в Ведах - летописях, эпосе, гимнах и жреческих кодексах. Ведические тексты считались и считаются в Индии священными, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли.

Веды являются единственным источником сведений о ранней арийской истории и культуре. Из четырех сборников ведических гимнов (самый древний – Ригведа - датируется XI - Х вв. до н.э.) ученые черпают сведения о хозяйстве, управлении, семье, религии, искусстве и других сторонах жизни древних ариев.

Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм - в эпоху Ригведы, например, насчитывали 33 божества. Почитались различные силы и явления природы (солнце, луна, небо, гром, ветер и т. д.). Если в раннем периоде не было строгой иерархии богов, храмов, священных изображений, наследственных жрецов, то в следующий за Ригведой период (поздневедический) происходит усложнение религиозных обрядов. На первое место среди божеств все явственнее выдвигается Брахман, формируется жреческое сословие, представители которого наблюдают над строгим исполнением обрядов и ритуалов.

И в настоящее время индийскую культуру нельзя понять без учета такого феномена, как кастовая система. Истоки этой системы - в ведическом периоде: в древнеиндийском обществе существовали четыре основные варны (каста - это более поздний португальский термин): брахманы (жрецы); кшатрии (воины, защитники, правители); вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники); шудры - рабы, слуги. Каждая из варн имела четко сформулированные нормы поведения, жестко регламентировались отношения между ними. Брахманы занимали ведущее положение в обществе: приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.

В поздневедический период наряду с новыми сборниками гимнов появляется и другая ведическая литература - прежде всего упанишады. Сам термин «упа-ни-шад» означает «сидеть возле», то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям и откровениям. В упанишадах, основная часть которых возникла в VIII - VI вв. до н.э., обнаруживаются первые формы философского мышления. Упанишады содержат новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает Брахман. Но это не бог - творец, это высшая абсолютная реальность, абстрактный принцип, предназначенный для постижения вечной, вневременной и надпространственной сущности мира. Каждая индивидуальная душа - Атман - является проявлением, частью Брахмана.

В упанишадах было положено начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индии концепции бесконечной цепи перерождений. Суть этой концепции - сансары - в том, что смерть - это не конец, не достижение блаженства или успокоения. Душа человека вновь и вновь возвращается в мир, вселяясь каждый раз в новое тело. С концепцией сансары тесно связано положение о карме. Сумма злых и добрых дел каждого человека (его карма) определяет форму последующего перерождения.

Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчиняется. Но тот, кто осознает единство, тождество Атмана и Брахмана, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится над жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается в Брахман, где остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это есть путь богов (деваяна). Такой путь был возможен для аскетов-отшельников, отрекающихся от мирской жизни. Следует отметить, что в индийской культуре с древнейших времен получила распространение практика отшельничества. Аскеты (или шраманы) удалялись от мира и проводили долгие годы в благочестивых размышлениях, поисках истины.

Ведические тексты позволяют делать выводы о развитии научных знаний в астрономии, математике, медицине. Еще в ведический период были разработаны: календарь, состоящий из 12 месяцев (по 30 дней); способы построения различных геометрических фигур, способы лечения болезней глаз, сердца (в текстах упоминается около 300 наименований органов человеческого тела); учение о долголетии («аюрведа»).

В целом ведическая эпоха внесла значительный вклад в формирование оригинальной индийской культуры. Впоследствии всю философию, религию, науку, правила поведения стали возводить к Ведам. Вся более поздняя индийская мысль была наследием ведических традиций.

Значительное место в историко-культурном развитии Индии занимает магадхско-маурийский период (середина I тысячелетия до н. э. - I в. до н.э.), который отмечен созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства. В III веке до н. э. под властью царя Ашоки объединяется практически вся территория Индии. Данный период отмечен экономическим и культурным подъемом страны. Именно в эту эпоху появляется письменность (VI - V вв. до н. э.), получает дальнейшее развитие наука, возникает театр. Была составлена первая грамматика древнеиндийского языка (санскрита).

Важнейшие изменения происходят в духовной жизни. В VI веке до н.э. в Индии появляются реформаторские религиозные движения: буддизм и джайнизм, которые разработали свои религиозно-философские учения об освобождении от кармы и сансары. Джайнизм никогда не выходил за пределы Индии, хотя сохраняет своих приверженцев в этой стране и в настоящее время. А буддизмвышел за пределы Индии и стал одной из мировых религий.

Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. Сын правителя из племени шакьев (по преданию состоявшего из одних кшатриев), Сиддхартха родился в 563 г. до н.э. в местечке Лумбини (современный Непал). В возрасте 29 лет он отказался от власти, семьи и всех земных радостей и стал аскетом - шраманом, странствующим в поисках истины. По истечении семи лет странствующему Гаутаме открылась истина, и с тех пор он стал Буддой («достигшим просветления», «просветленным»).

Центром учения Будды являются четыре благородные истины, провозглашенные им в самом начале его проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием:

1. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - все это ведет к страданию.

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости страсти к перерождению, рождению вновь.

3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

4. Путь, ведущий к устранению страданий, - благой путь заключается в следующем: праведная вера, истинная решимость, праведная речь, праведные дела, праведная жизнь, праведная мысль, праведные помыслы, истинное созерцание.

Каждая ступень восьмеричного пути содержит определенные указания. Так, праведная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности - знаменитых буддийских пяти заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.

Путь к освобождению от сансары открыт только тем, кто пройдет все стадии восьмеричного пути. Конечная цель - нирвана (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений, прекращение страданий. Человек уже не родится вновь, но войдет в состояние нирваны и, как говорится в текстах, исчезнет «как пламя лампы, в которую не подливается масло».